На данный момент 19-летняя латвийка Алена Остапенко — одна из самых интересных молодых теннисисток тура, пишет Sports.Ru ("Ты попала ракеткой в мальчика!" Дерзкая латвийка — в 1/2 финала "Ролан Гаррос"). Она играет в зрелищном атакующем стиле, и некоторые ее удары заставляют вспоминать пиковую Петру Квитову, когда чешка просто закрывала глаза и лупила с неописуемой мощью.
У Остапенко уже есть ряд хороших результатов: финал крупного турнира в Дохе и еще двух турниров WTA; две победы над теннисистками Топ-10 и пять — над теннисистками Топ-20; в этом году она играла в третьем круге Australian Open, а на "Ролан Гаррос" выстрелила по-настоящему и уже вышла в полуфинал. В четвертьфинале она обыграла Каролин Возняцки, попросту раздавив ее за счет неприкрытой и дерзкой мощи (впрочем, в этом нет ничего прямо супер удивительного — после этой победы Остапенко повела в личных встречах с Возняцки 4-0).
Но интересной фигурой латвийку делает не только теннис, но и ее противоречивое поведение. Наверное, в каком-то смысле ее можно сравнить с Ником Киргиосом — она периодически показывает просто гениальную игру, но не отличается стабильностью и не соответствует представлениям о том, как нужно себя вести в самом пафосном виде спорта.
Говорит что думает
По ходу турнира в Чарльстоне бывшая теннисистка Энн Кетавонг, комментируя один из матчей Остапенко на британском телевидении, рассказала, что в раздевалке за латвийкой закрепилась определенного рода репутация. Она сказала, что Остапенко без проблем говорит коллегам все, что думает, и что такой подход целому ряду теннисисток не нравится.
В публичных выступлениях Остапенко это тоже заметно. Например, после проигранного Дарье Касаткиной финала Чарльстона она просто сказала, что провела самый плохой матч на турнире, и даже не поздравила чемпионку. Это не понравилось очень многим, включая, например, Елену Веснину. В прошлом году на турнире в Стэнфорде латвийка проиграла 17-летней Кэтрин Беллис и на просьбу оценить игру соперницы заявила: "Игра у нее — ничего особенного".
Возможно, это подростковый максимализм и стремление к максимальной прямоте. И многим такая кристальная честность нравится. Но в целом теннис очень трепетно относится к этикету, и нежелание или неумение выстраивать если не дружеские, то хотя бы приятельские отношения с коллегами, в нем не особо ценится. Достаточно сказать, что некоторые в связи с допинговым делом Шараповой обиженно вспоминали, что она еще якобы ни с кем не здоровается в раздевалке.
Разговоры с тренером
В творческом каноне Алены Остапенко особенно выделяются ее разговоры с тренерами, когда они выходят на корт для консультации по ходу матчей. Например, из разговора Елены с ее мамой мы узнали, что Агнешка Радванска "так коряво играет, аж противно".
Во время прошлогоднего матча с Касаткиной на турнире в Истбурне (который Остапенко выиграла), она поведала тренеру, что "даже если я проиграю, я все равно лучше". Досталось и самому турниру: "Мне тут не нравится — тут все плохо. Ветер, само место… Я не хочу играть. Мне на*рать на этот турнир". (Сказано эмоционально, но до Динары Сафиной ей пока еще далеко).
То, что в некоторых матчах Остапенко не хочется играть, — это вообще популярный мотив. То же самое она говорила, например, во время прошлогоднего матча с Каролиной Плишковой в Цинциннати. Никакие увещевания мамы не помогли.
Рукопожатия
Критикуется и то, как Остапенко реагирует на поражения и как жмет победительницам руку. Например, после матча с ней Кристина Младенович даже решила высказаться об этом в твиттере: "Надеюсь, что я не слишком сильно потянула назад. На самом деле — нет".
Это не единственный случай, когда Остапенко заменяла полноценное рукопожатие на шлепок по протянутой ладошке. Так было, например, после одного из матчей с Гарбинье Мугурусой и после поражения от Юлии Путинцевой (но та тоже персонаж противоречивый, и своим поведением после победы гнев вполне заслужила).
Бросается ракетками
В целом, наверное, понятно, что Остапенко еще не хватает зрелости и эмоциональной устойчивости. Лучше всего это иллюстрирует пока что самый крупный конфликт с ее участием, который случился в начале прошлого года на турнире в Окленде.
Алена играла с британкой Наоми Броади и после одного из проигранных розыгрышей бросила ракетку, и та от задней стены стадиона отскочила в болбоя. Возмущенная Броади требовала, чтобы Остапенко дисквалифицировали, а та в свою защиту утверждала, что ракетка просто выскочила из рук.
В итоге латвийка проиграла матч со счетом 6:4, 5:7, 6:7, хотя во втором сете вела 5:2, а в третьем — 5:1. В послематчевом расстройстве она сказала британке, что та себя ужасно повела (и слова эти были не то чтобы совсем неоправданными — пусть судьи сами разбираются, кого и за что надо дисквалифицировать). Броади в ответ на нее накричала: "Ты попала ракеткой в мальчика!" Когда после матча Броади обсуждала этот инцидент в твиттере, к ее критике в адрес Остапенко присоединились Младенович и израильтянка Юлия Глушко, которая сказала, что Алена соперниц вообще не уважает.
С тех пор таких крупных инцидентов с участием Остапенко не было, но репутация все равно оказалась подпорчена. Однако нужно помнить, что Остапенко всего 19 лет, и у нее еще есть время вырасти, начать себя лучше контролировать и избавиться от нервов и капризов. И дело даже не в том, что к ней будут лучше относиться, — куда важнее то, что ее мощь вкупе с холодной головой могут стать просто убийственной комбинацией. И тогда будет не особо важно, что она говорит, как ведет себя в раздевалке и жмет соперницам руки.