Вещества, которые Бернатский колол спортсменам, — гормон роста (генотропин) и Recormon, или эритропоэтин (EPO). Оба препарата входят с число запрещенных видов допинга. При этом врач добавил, что не считаю генотропин допингом.
В 1984 году Виталий Бернатский закончил медицинский факультет Тартуского университета. После окончания ТУ был направлен на должность спортивного врача в Высшую школу спортивного мастерства ЭССР. С 1986 по 1990 ггг. работал при сборной Эстонии по лыжному спорту.
С восстановлением независимости в Эстонии Бернатский организовал в здании Тартуского хлебокомбината центр восстановительной медицины и лечил там работников завода.
В 1995 году к нему обратился Маргус К., хорошо известный в спортивных кругах. По словам врача, Маргус и стал тем человеком, который начал приводить к нему легкоатлетов.
Бернатский делал спортсменам инъекции, некоторым прямо перед соревнованиями. Так, один спортсмен купил гормон роста, потом тренер приобрел гормоны роста и схему дозировки "на вынос". Дело пошло. Визит к доктору, если перевести в латы, стоил тогда порядка 20 Ls.
Сам врач называет уколы, которые делал спортсменам, подготовкой к соревнованиям: "Обычно я колол их после тяжелых тренировок, тогда спортсмен восстанавливался и мог снова тренироваться. Я тестировал эти препараты и на себе". Он упомянул имя лыжника, который подарил ему велосипед, чтобы врач мог испытывать таким образом лекарства на себе, занимаясь физическими нагрузками.
Издание Eesti Päevaleht располагает именами тренеров и спортсменов, которым Бернатский якобы колол допинг, но не публикует их. Пока все опрошенные изданием люди, чьи имена назвал врач, отрицают связь с допингом. При этом, ни один из названных Бернатским спортсменов официально на допинге никогда не попадался.
Гормон роста колют во время определенных тренировок, обычно, по вечерам. Он позволяет спортсменам интенсивнее и больше тренироваться. Полученные микродозы гормона установить очень сложно. А в период, когда этим занимался Бернатский (1995-2007 гг.), сделать это и вовсе почти невозможно, так как анализ на присутствие гормона в крови начали использовать только в 2004 году. А первый случай, когда спортсмен попался на этом допинге, зафиксирован в 2009-м.
Заговорил Бернатский сейчас о делах давно минувших потому, что потерял работу. Конфликт с Маргусом К. начался еще в 2007-м, когда врач попросил у своего подельника кредит на миллион эстонских крон (примерно 45 тысяч латов по тем временам). Деньги были получены на полгода, но еще до окончания срока договора в офис фирмы дочери Бернатского явились кредиторы и унесли в качестве погашения долга 400 пылесосов Kirby.
"Моя цель — вернуть имущество моей дочери, почти миллион евро, который силой и с угрозами забрали сообщники Маргуса К., — говорит Бернатский. — Я хочу, чтобы моя семья снова жила в Эстонии, а не пряталась за границей. Чтобы мой внук мог спокойно ходить в школу. Чтобы мне не говорили, что меня закопают под землю, если я начну тут объяснять".