18 и 19 мая в Лондоне независимый трибунал из трех человек слушал доводы Шараповой и ITF. В качестве свидетелей на них выступили: со стороны Шараповой — сама теннисистка, Макс Айзенбад (менеджер), Анатолий Скальный (врач, прописавший милдронат), Свен Гренефельд (тренер), Форд Вокс (врач, комментировавший лечение Скального) и Ричард Ингс (бывший глава ADA Австралии), со стороны ITF — Оливер Рэбин (научный директор WADA), Стюарт Миллер (директор ITF по TADP), Кристиан Айотт (директор лаборатории в Монреале, исследовавшей пробу Шараповой), Кортни МакБрайд (адвокат WTA), Нил Робинсон (директор WTA, в письменной форме).
На слушании было постановлено, что Шарапова сделала все возможное, чтобы предоставить все документы, касающиеся употребления ею мельдония, а трибунал оставил за собой право делать выводы не только из предоставленных документов, но из отсутствия каких-либо других.
Максимальное наказание, которое грозило Шараповой, — четыре года; по правилам теннисной антидопинговой программы (TADP), оно сокращается до двух, если в ходе разбирательства доказывается, что нарушение было непреднамеренным. Это и произошло.
Если бы защите Шараповой удалось доказать, что нарушение было не только ненамеренным, но и незначительным, она могла бы получить один год, но не вышло.
Mельдоний был обнаружен и в пробе Шараповой, взятой 2 февраля в Москве, но, по правилам TADP, она считается одним нарушением с пробой от 26 января.
Решение трибунала ITF может быть оспорено в Спортивном арбитражном суде (CAS) Лозанны.
Двухлетняя дисквалификация ITF в отношении пятикратной чемпионки турниров "Большого шлема" вступила в силу с 26 января 2016-го — даты забора допинг-пробы теннисистки, в которой был запрещенный препарат, — и истечет в полночь 25 января 2018-го, когда теннисистке будет почти 31.
Кроме того, результаты Шараповой в 2016 году на Australian Open должны быть аннулированы, что приводит к потере рейтинговых очков и конфискации призовых денег, которые она выиграла на этом турнире.
Теперь Шарапова не может принять участие в летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Ранее по ходу разбирательств она была включена в состав сборной России.
В заявке российской команды на Олимпиаду-2016 Шарапову заменит Екатерина Макарова. Также от России в Рио-де-Жанейро в одиночном разряде сыграют Светлана Кузнецова, Анастасия Павлюченкова и Дарья Касаткина.
Независимый трибунал ITF выдал мотивированное решение на основании двухдневных слушаний, прошедших 18 и 19 мая, где были получены доказательства и заслушаны юридические аргументы с обеих сторон.
В решении ITF по делу Марии Шараповой сообщается, что препарат милдронат был прописан теннисистке в 2005 году доктором Анатолием Скальным из московского "Центра биотической медицины".
В 2005 году Шарапова по инициативе отца из-за ряда проблем со здоровьем была обследована под руководством доктора Анатолия Скального в "Центре биотической медицины" в Москве. В результате у теннисистки был диагностирован ряд минеральных дисбалансов, требующих стимуляции иммунной системы. С этой целью ей была прописана специальная диета и комплекс из 18 медицинских препаратов и добавок. Одним из препаратов был милдронат, принимать который ей было рекомендовано курсами по одной-две недели в дозах от 500 мг до 1 г в день, в том числе во время соревнований и непосредственно перед "матчами особой важности".
Шараповы довели до сведения Скального, что все препараты, которые он рекомендует, должны отвечать требованиям WADA, и он направил список на визирование директору московской лаборатории WADA, который подтвердил, что ни один из 18 препаратов не содержит запрещенных на 2006-й год веществ. В 2010-м количество препаратов, употребляемых Шараповой по рекомендации Скального, выросло до 30. Теннисистка находилась под наблюдением специалиста до 2012 года, и принимаемые ею лекарства каждый год сверялись со списком WADA.
На основании полученной информации трибунал ITF постановил, что первоначально Шарапова обратилась к Скальному по медицинским причинам, а не с тем, чтобы с помощью препаратов добиться улучшения своих спортивных показателей.
Медицинские документы, касающиеся рекомендаций Скального по употреблению милдроната, предоставленные теннисисткой ITF, охватывают только период с 2006-го по 2010-й, сказано в отчете комиссии ITF.
В 2012 Шарапова прекратила сотрудничать со Скальным, однако продолжила принимать три препарата, прописанных им, в том числе милдронат, поскольку, по ее словам, в их общении врач делал на них особый упор. К другим специалистам за рекомендациями относительно этих препаратов она не обращалась. Диетологу, которого теннисистка наняла по завершении работы со Скальным, о них она также не сообщила — как и никому из медицинских специалистов, с которыми она общалась с тех пор и до 2015 года. В 2015-м она сообщила об употреблении милдроната врачу сборной России Сергею Ясницкому (потому что он спросил), но это не стало предметом какого-либо обсуждения.
Таким образом, до конца 2015 года Шарапова принимала милдронат по схеме, рекомендованной врачом в 2006-м, с незначительными отклонениями. При этом до 2013-го об употреблении ею препарата в ее команде знал только ее отец, а позднее — также агент.
Ни в одной из бумаг, сопровождающих допинг-контроль, которые Шарапова подписывала в 2014-16, она о применении милдроната не сообщает, хотя признает, что употребляла его (на допросе сказала, что "не думала, что это важно").
В пробах, взятых у Шараповой в 2015-м и представленных на слушания, большие дозы мельдония зафиксированы во время "Уимблдона", итогового турнира WTA и финала Кубка Федерации. По ходу разбирательства она признала, что также принимала милдронат перед каждым из своих матчей на Australian Open-16.
Дополнительное подозрение вызвал тот факт, что в каждой из предоставленных письменных форм Шарапова запрещает использовать свои пробы для научных исследований, то есть ограничивает риск какой-либо утечки информации о них.
Объяснение Шараповой о том, что она не считала использование милдроната достаточно важным фактом, чтобы фиксировать его в допинг-формах, трибунал признал несостоятельным, сообщает "Спорт-Сегодня".
В январе 2016-го тренер Шараповой Свен Гренефельд получил от представителя WTA буклет со списком запрещенных препаратов на 2016 год и оставил его у себя на случай, если теннисистка захочет с ним ознакомиться. Она этого не сделала, так как, по ее словам, не делала этого никогда раньше.
Шарапова настаивает, что ITF должна была отдельно предупредить о предстоящем запрете мельдония игроков, у которых он был обнаружен в 2015 году по ходу предварительных проверок (24 положительных теста среди теннисистов, 5 из них — Шараповой). То, что сама Федерация до марта-2016 этой информацией не владела, по мнению защиты Шараповой, не является удовлетворительным объяснением, однако трибунал эту версию не принял по ряду причин, в том числе юридических (о защите личной информации).
В материалах дела Шараповой отмечается, что Мария не знала о том, что препарат был включен в список запрещенных с 1 января 2016 года, по вине своего агента. Макс Айзенбад, агент россиянки, отвечал за изучение поправок WADA на предстоящий год с 2013-го, когда Шарапова прекратила сотрудничество с доктором Скальным. Сообщается, что в 2013-м и в 2014-м Айзенбад брал список с поправками WADA на изучение с собой в отпуск на Карибские острова. Однако в 2015 году он развелся с женой, не поехал в ежегодный отпуск и по семейным обстоятельствам не смог проверить список.
Трибунал ITF, рассмотрев все материалы дела, вынес решение, что у Марии Шараповой не было терапевтической необходимости в использовании милдронта. В вердикте трибунала подчеркивается, что россиянка не получала никакого врачебного предписания, ей не выносил диагноз, предполагающий употребление данного препарата.
"Если бы она считала, что ей необходим постоянный прием милдроната по медицинским причинам, то она бы проконсультировалась с врачом, но этого сделано не было. Тот факт, что Шарапова принимала его в дни матчей и в периоды наиболее интенсивных тренировок, лишь убеждает нас в том, что она делала это с целью увеличения собственной энергии.
Возможно, она и правда верила, что милдронат оказывает общее положительное влияние на ее здоровье. Но способ применения препарата — в тайне от представителей антидопинговых агентств и даже собственной команды — приводит к очевидному заключению, что она делала это с целью улучшения собственных результатов", — говорится в вердикте трибунала.
После вердикта ITF Мария Шарапова на своей странице в Facebook прокомментировала свою двухлетнюю дисквалификацию за употребление мельдония.
"Сегодня трибунал ITF единогласно постановил, что то, что я сделала, я сделала ненамеренно. Трибунал постановил, что я обратилась к врачу не для того, чтобы получить вещество, способное улучшить мои спортивные показатели. ITF потратила огромные ресурсы и очень много времени, чтобы доказать, что я осознанно нарушила антидопинговые правила, но трибунал постановил, что это не так. Вам важно знать, что ITF требовала четырехлетнюю дисквалификацию, имея в виду, что я нарушала правила намеренно, но комиссия это требование не поддержала", — полагает экс-первая ракетка мира.
"Несмотря на то, что трибунал справедливо постановил, что я нарушила правила неспециально, я не могу принять такое неоправданно суровое наказание. Трибунал, членов которого выбрала ITF, согласился, что я не делала ничего плохого нарочно, но счел приемлемым отлучить меня от тенниса на два года. Я незамедлительно направляю апелляцию в Спортивный арбитражный суд.
Я скучаю по теннису и по моим поклонникам, они лучшие и самые преданные в мире. Я читаю ваши письма и сообщения в соцсетях, и ваша поддержка помогла мне пройти этот сложный период. Я буду бороться за то, что считаю справедливым, и то, чтобы вернуться на корт как можно скорее", — заявила российская спортсменка в Facebook.
Как заявил агентству ТАСС президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев, его организация поддержит решение Шараповой оспорить двухлетнюю дисквалификацию, сократить ее срок реально.
По словам министра спорта РФ Виталия Мутко, "Маша сама призналась публично. Были смягчающие обстоятельства, учли — дали два года. Только сожаление".
Как сообщалось, 7 марта Шарапова на специально организованной пресс-конференции объявила о том, что в ее допинг-пробе, взятой во время Australian Open, найдены следы мельдония. Теннисистка призналась, что на протяжении 10 лет принимала препарат по назначению врачей и не знала о его запрещении с 2016 года.
Спортсменка была временно отстранена от участия во всех турнирах с 12 марта. После сенсационного признания от Марии отвернулись многие коллеги и спонсоры. Ее также лишили статуса посла доброй воли ООН.
В апреле WADA опубликовало данные промежуточного исследования по мельдонию, установив пороговое значение концентрации данного препарата, позволяющее судить о его применении в запрещенный период — после 1 января 2016 года. Однако концентрация мельдония в организме Шараповой не позволяла рассчитывать на амнистию. Кроме того, она сама призналась в применении запрещенного препарата.