Трехкратный призер Олимпийских игр Александра Герасименя переехала из Беларуси в Вильнюс. Там она возглавила Белорусский фонд спортивной солидарности. Фонд помогает спортсменам, которые не испугались давления режима, но пострадали, открыто заявив о своем неприятии насильственного подавления протестов. В интервью литовскому Delfi известная в прошлом пловчиха рассказала о своей борьбе с режимом и новых вызовах.
Герасименя рассказала, что переехала в Вильнюс из Минска, чтобы возглавить фонд спортивной солидарности, который помогает оказавшимся под давлением власти спортсменам.
"Ни для кого не секрет, что сейчас происходит в Беларуси. После выборов народ взбунтовался, поскольку выборы были сфальсифицированы и недостоверны. Люди, которые отдавали голос за другого кандидата, не согласны с итоговым решением. После первого выхода в город мы увидели насилие и издевательства над мирными жителями со стороны силовых структур. Даже те, кто голосовал за Лукашенко, поняли, что здесь что-то не так, - отметила Герасименя. - Мы против насилия и против фальсификации выборов. Своими высказываниями мы пытались донести правду до тех, кто считает все ложью, кто до сих пор думает, что на улицы выходят только наркоманы, проститутки. Конечно же, после этого началось давление со стороны власти на спортсменов, их начали увольнять. Нас это настолько возмутило, что мы организовали объединение SOS.BY. Мы старались донести это все до нашего народа и мотивировать тех, кто все еще молчит и боится высказать свою позицию, сказать власти нет".
По словам бывшей спортсменки, для противостояния власти и обращения в междунарожные структуры вроде Международного олимпийского комитета, нужно находиться за пределами Беларуси, поскольку заниматься такой деятельностью в стране "крайне опасно".
"Сейчас в стране заниматься таким видом деятельности невозможно, поскольку любой, кто заявит, что он продолжает борьбу и собирается делать какие-то шаги, находится в опасности. Не факт, что в таких обстоятельствах мне бы не "пришили" уголовное дело. Это вполне могло быть", - сказала Герасименя.
Пловчиха рассказала, что столкнулась с давлением, где работала детским тренером. "Через несколько дней после того, как я высказала свою позицию против [власти], мне позвонили из государственной школы, где мы арендовали место и обучали деток плавать. Сказали, что они временно приостанавливают аренду из-за коронавируса. Через несколько дней я узнала, что другие арендаторы спокойно работают в этой школе. Оказалось, что коронавирус распространяется только на меня".
По словам пловчихи, организованный ею фонд старается организовавыть спортсменам правовую, психологическую и финансовую помощь. "Когда спортсмен лишается финансирования, то он фактически больше не может тренироваться, поскольку ему нужна база, соревнования, - объяснила Герасименя. - Мы стараемся находить те базы, которые примут наших спортсменов для тренировок. Я здесь для того, чтобы вести переговоры с международными спортивными организациями, с Национальным олимпийским комитетом. Я это делаю для того, чтобы наших спортсменов принимали, чтобы у них была возможность заниматься своим видом спорта, возможно, даже получать какую-то стипендию для подготовки".
Герасименя надеется, что Литва также сможет оказать определенную помощь пострадавшим белорусским спортсменам. "Я думаю, что есть виды спорта, которые в Литве хорошо развиваются. Наши спортсмены могли бы влиться в эту струю и продолжать подготовку к Олимпийским играм, международным соревнованиям и, возможно, даже получать какую-стипендию со стороны Национального олимпийского комитета".
Герасименя считает, что в Беларуси не ценят былые успехи своих спортсменов и даже не считают их за людей, если те критикуют власть. "Неважно, кто ты, какие приносил успехи и результаты, если ты высказываешь свою позицию против власти. Ты не человек, если у тебя другая позиция в отношении власти. Они закрывают глаза на то, что ты когда-то делал для страны, - заявила известная в прошлом спортсменка. - Говорить о том, что спортсмен является в глазах власти человеком нельзя. Нет, это игрушка, которой попользовались и выбросили. Мы сейчас наблюдаем, когда чемпионов мирового уровня просто увольняют, потому что они имеют другую гражданскую позицию".
Герасименя не стала отрицать, что в Беларуси уделяют много внимания спорту, но при этом отметила, что спортсмены получают привилегии только после достижения успехов.
"Спорт - это своего рода пропаганда власти. Его поддержка являлась подтверждением тому, что президент все делает правильно. Как спортсмену мне было не на что жаловаться. У меня был бассейн, у меня была возможность выезжать на международные сборы и соревнования. Конечно, наши спортсмены могут этим похвастаться, однако мы получал все эти возможности только после того, как у нас были какие-то успехи, - отметила Герасименя. - Говорить о том, что спортсмен достиг чего-то только потому, что его поддерживало государство, неверно. Я не знаю, каких бы я результатов достигла, тренируясь в Литве или же в США. Возможно, мой мой уровень был бы еще выше, а путь проще и без психологического давления.
Герасименя рассказала, что встречалась в Вильнюсе с лидером белорусской опозиции Светланой Тихановской, которая также переехала в Литву для борьбы с режимом президента Лукашенко.
"Чтобы выполнять эффективно свою работу, мы должны координироваться. Мы встречаемся, определяем какие-то направления и векторы, в которых предстоит двигаться, и продолжаем борьбу дальше", - рассказала Герасименя.
Пловчиха не оставляет надежд, что однажды она сможет вернуться на родину. При этом она и впредь планирует приезжать в Литву с мастер-классами. "Я и дальше планирую работать с детьми, точечно проводить какие-то мастер-классы, приезжать и поддерживать. Для меня это большая отдушина. Дай Бог, скоро это все закончится и я смогу вернуться в Беларусь", - сказала Герасименя, поблагодарив тех, кто поддерживает ее деятельность на родине.
"Я очень благодарна нашему белорусскому народу. Они меня сильно поддерживали в трудные времена, радовались моим победам на соревнованиях и Олимпийских играх. Сейчас благодаря нашему белорусскому народу я пересилила в себе какой-то изначальный страх и высказала свою позицию, поддержала свой народ. Я поддерживаю их, а они - меня. У нас хороший баланс".