- Будучи теперь главным тренером сборной, вы смотрели на этот чемпионат как-то иначе, чем раньше?
- Конечно, по-другому. Больше как профессионал, а не просто как зритель. Теперь уделяю внимание деталям, которые могут пригодиться нашей команде. Может это поможет, может нет, но так как мы по-прежнему в группе А, то уже время "работать".
Формат турнира таков, что во время чемпионата ничего особо нового внести или попробовать в командной игре ты уже не можешь. Разве что попросить сыграть по такому-то рисунку, но в тренировочный процесс, восстановление и подготовительный никаких изменений уже не внести.
- Какая игра сборной на ЧМ-2015 доставила вам наибольшее удовлетворение?
- Матч с чехами. Считаю, мы сыграли в нем очень солидно, только в конце игры начали хватать удаления, потратили много сил, а такие мастера как у чешской сборной ошибок не прощают. Если бы не этот аспект, мы вполне могли взять очки в этой встрече.
- Кого из соперников сборной Латвии в Праге вы анализировали тщательнее всех?
- Команды Швейцарии и Германии, по ходу матчей с которыми мы были впереди и лишь совсем чуть-чуть нам не хватило до побед в основное время. Чего не хватило? Концентрации и осознания серьезности ситуации, когда понимаешь, что ты ведешь и надо играть очень внимательно. Я не знаю, насколько действительно серьезно ребята подходили к этим вопросам. Возможно, некоторые не до конца понимали, что это чемпионат мира, а не КХЛ с 60 матчами.
Здесь турнир короткий и ты играешь против лучших хоккеистов другой страны. Поэтому, когда ты ведешь в счете, для итоговой победы необходима вдвойне большая концентрация. А мы в этой ситуации допустили ошибки. Возможно, они были больше индивидуального характера чем командного, но они были.
- Что бы вы сделали иначе, исходя из полученного в сборной опыта?
- Что бы сделал иначе (думает)… Может попросил перерыв в отдельных ситуациях. Например, в игре против Швейцарии, когда оставалось играть в третьем периоде полторы минуты. На игру с Германией, возможно, надо было по-другому настраиваться, особо акцентировать на некоторые моменты, чтобы играть аккуратнее. Но в целом я не вижу, что нужно было делать что-то принципиально иначе.
- Последние секунды игры с Францией заставили всех затаить дыхание, что в Праге, что в Латвии…
- Да, в жизни случаются такие ситуации (смеется). Действительно было страшно смотреть чем там все закончится. Слава Богу, все разрешилось для нас благополучно. Теперь даже вспоминать не хочется… Это, полагаю, был самый ужасный момент чемпионата!
- В Праге у сборной Латвии имелись три явных лидера — Даугавиньш, Масальский и Дарзиньш. Вы до чемпионата знали, что именно эти ребята будут "тянуть" всю команду?
- Каспару мы сознательно доверили роль капитана, чтобы он "собирал" команду. Кроме того, у него самого огромный потенциал игрока. Знали и что Эдгар — очень опытный хоккеист, за плечами которого много чемпионатов мира и он понимает, что это за турнир. Поэтому ему доверяли. Также и в адрес Лауриса на этом чемпионате остается сказать только хвалебные слова.
Номинально Даугавиньш и Дарзиньш были во второй смене, но ни о чем не говорит. Именно на них в большей мере держалась игра и благодаря этим трем игрокам мы сохранили место в элите.
- По ходу турнира вы признавали, что команда была утомлена. Это случилось из-за очень интенсивного начала, когда пришлось играть с фаворитами чемпионата, или это следствие неточного распределения сил?
- Это турнир, в котором каждый матч надо проводить со стопроцентной отдачей. Играя в клубе, хоккеист, возможно, не в каждой игре работает так интенсивно. К тому же несколько игроков присоединились к команде несколько позднее, чем я того хотел бы. Если бы этот состав сборной, который в итоге сыграл на чемпионате, тренировался и работал с самого начала вместе, то сил хватило бы. В то же время я прекрасно понимаю, что игрокам после сезона важно отдохнуть, завершить все дела с клубами, подлечить травмы.
- Как показали себя дебютанты?
- Хорошо. Им главное, конечно, необходимо было познакомиться с атмосферой мирового первенства, понять, почувствовать, что это такое. Даже если они не выходили много на лед, то приобретенный опыт станет стимулом для попадания в сборную в дальнейшем.
- Однако ощущение где-то безвыходности с нашим составом в этом году было…
- Да, конечно. Мы не собрали лучший состав и именно поэтому честь и хвала тем ребятам, которые поехали и помогли сборной. Даже в тех коротких моментах — остаться в элитном дивизионе. Теперь уже будет 20 лет, как Латвия играет в группе А и для такой маленькой страны — это достижение.
- Вы хотите продолжить работу со сборной?
- Договор был заключен только на этот чемпионат, и правление федерации еще посмотрит, доверить ли мне эту должность и на будущий сезон. Решать это — их право. Лично мне хочется продолжать работать со сборной Латвии, попробовать сделать что-то иначе, чем в этом году.
- Окончательное распределение мест на ЧМ-2015, на ваш взгляд, соответствует истинным силам команд?
- Да, полагаю, что все адекватно. Разве что мы могли быть немного повыше, но в целом все на своих местах. Финалисты — Канада и Россия — наиболее сильные команды на этом чемпионате. Лично для меня неожиданностью стало третье место американцев. Думал, бронзу возьмут шведы или чехи.