Многие знакомые, рассматривая в моем Instagram фотографии из поездки на юг Вьетнама, спрашивали – "Ты ездила туда поесть?" Если честно, то да. Пару лет назад в Берлине я попробовала вьетнамскую кухню и влюбилась в нее. С тех пор в Риге я не упускаю возможности полакомиться супом фо. О еде будет и этот рассказ, с небольшими отступлениями на пляжи, плавучие рынки и мотоциклы.
В середине декабря я в последний момент купила билеты в Хошимин с пересадкой в Париже и решила изучить именно южную часть Вьетнама, потому что на севере страны в это время сильные ливни.
Перед поездкой заплатила в интернете 30 долларов за визу и через два дня получила подтверждающее письмо, которое нужно распечатать и предъявить вместе с фотографией паспортного размера в киоске вьетнамского аэропорта. Уплатила еще 25 долларов и получила визу.
Город захватили полчища мотоциклистов
Когда я ехала в 109-м автобусе из аэропорта в центр Хошимина (поездка на такси стоит около пяти евро, а на автобусе — один), то на одном из перекрестков заметила огромное скопление мотоциклистов. В городе их просто толпы, они едут и по встречной полосе, и по тротуару, поэтому в первый день я боялась переходить дорогу даже на зеленый свет. Пешком там ходят только туристы.
На каждом углу — маленькие закусочные, оборудованные так, чтобы к ним было удобно подъехать на мотоцикле и взять с собой купленную еду или напиток. На каждом шагу — киоски, в которых продаются мотозеркала и шлемы, а также импровизированные мастерские.
На мотоциклах вьетнамцы и обедают, и дремлют. Их используют для перевозки чего угодно — и огромного холодильника, и телевизора, и стола. На них ездят по несколько человек. Девушки-пассажирки могут красить губы, младенцы — спать, мужчины — подстригать ногти на ногах (да, прямо на ходу!).
Некоторые туристы тоже отваживаются садиться за руль мотороллера, но я решилась только на мототакси. Для этого рекомендую скачать приложение Grab, зарегистрировать свою платежную карту, и тогда две первые поездки будут бесплатными. Если вам не страшно, то это отличный способ перемещения — за 20 минут поездки до China town я отдала около одного евро.
Мне, пожалуйста, по две порции всего
Я обожаю супы, и во Вьетнаме везде где можно наслаждалась чудесным супом фо, который делается на говяжьем бульоне с добавлением рисовой лапши, сока лайма и горы зелени. Средняя цена за огромную миску такого супа составляет один евро. Также вы обязательно должны попробовать суп бун ча. Здесь можно не опасаться острых блюд, потому что перец в свою тарелку каждый добавляет сам, как и соевый и рыбный соус.
Многие рекомендуют отправляться обедать на хошиминский рынок Bến Thành. Да, это вкусно, но в два раза дороже, чем на улице, и к тому же на рынке вас будут просто хватать за руку и совать в лицо меню, а на улице можно спокойно купить еду и съесть ее без назойливого внимания.
На завтрак вьетнамцы едят и суп, и лапшу, и бутерброды banh mi, и все такое вкусное! Зажигательный бутерброд banh mi состоит из багета, свинины, овощей, кориандра и острого красного перца, и он попал в список лучших бутербродов мира.
Из напитков здесь хорош крепкий кофе со льдом. Чтобы было вкуснее, сразу просите добавить сгущенного молока. Свежевыжатый сок сахарного тростника тоже хорош, только его лучше разбавлять водой.
С помощью переводчика Google я заранее написала на листочках несколько фраз: "Сколько это стоит?", "У меня 50 тысяч, могу ли я попробовать всего понемногу?". Все, кому я показывала эти листочки, улыбались и спешили помочь.
На местном рынке серьезного охлаждающего оборудование для рыбы и мяса не видно, а мотоциклисты обдают продукты выхлопными газами. Особым почетом здесь пользуются перец, имбирь и фрукты. А еще вьетнамцам очень нравятся вареные яйца – их можно купить везде.
Куда исчез райский остров?
Так как мне хотелось также полежать на белом песочке и погреть бока, я отправилась на крупнейший вьетнамский остров Фукуок, который находится рядом с Камбоджей. Из Хошимина туда удобнее всего добираться на самолете, а цена будет такой же, как и за поездку на автобусе с паромной переправой.
На первый взгляд остров мне не понравился — замусоренный берег, толпы таксистов и никаких автобусов. Чтобы попасть на другую сторону острова, где была моя гостиница, пришлось скооперироваться с другими туристами. Я бросила вещи и пошла искать пляж, чтобы искупаться. Но каждый метр берега оказался поделен между гостиницами, и я решила на следующий день взять мотороллер и уехать подальше от туристских троп.
Прокат мотороллера на день стоит около пяти евро и главное, чтобы у него работал звуковой сигнал. Я никогда не ездила на мотороллере, но мне помог навык езды на велосипеде.
Исследовав карту острова, нашла маленькие тропинки, по которым и добралась до бесплатного пляжа. И что обнаружила? Если на берегу возле гостиниц все чисто, то уже через 200 метров — настоящая свалка.
Объездила все пляжи, которые путеводитель Lonely Planet назвал "райскими местами", но горы мусора были и там. Чисто оказалось только на левой стороне острова, где не было ни людей, ни отходов и можно было спокойно загорать.
На этом курортном острове туристов стараются всячески ублажать, но и цены заметно выше. Много вывесок на русском языке, зовущих поесть, на массаж и экскурсии. По-русски с клиентами говорила даже кассир в магазине.
На острове можно также прокатиться по самой длинной канатной дороге в мире (билет через интернет дешевле — около 11 евро).
Плавучий рынок в дельте Меконга
В дельте реки Меконг тысячи рек и каналов. Путеводитель рекомендует посмотреть на плавучий рынок, и я решила остановиться в хостеле регионального центра Кантхо, где воспользовалась его экскурсией на такой рынок. Заплатила около семи евро, встала в четыре утра, села в лодку и полтора часа медленно плыла в темноте. Спасательных жилеток не было, только деревянные скамейки и рулевой, который не знал ни слова по-английски. Мимо проплывали "дорогие" и быстрые лодки, где виднелись седые головы туристов и гиды, говорящие как по-английски, так и по-немецки.
К нам подплыла первая лодка, похожая на кафе — кружки и горячий кофейник. Налет на туристские лодки начался. В нас стали бросать товары и просить за них плату, но в нашей лодке все качали головой и упорно отказывались что-либо покупать. Тогда рулевой направил лодку в лабиринт каналов. Здесь появилось ощущение, что мы оказались в джунглях, между пальмами виднелись дома, какой-то мужчина чистил зубы, а женщина мыла посуду. Каждые пятнадцать минут мы останавливались, потому что на винт наматывались пластиковые пакеты, которые рулевой раздирал и бросал обратно в воду.
Мы сделали остановку во фруктовом саду, где можно было посмотреть, как растут помело, ананасы и манго. В другом месте вьетнамцы перед фотокамерами с радостью изготавливали разноцветную рисовую лапшу, а гид объяснял, сок каких растений придавал ей такие цвета. Повсюду были лавки, в которых можно было купить лакомства или поесть.
Но в целом рынок представлял собой грустную картину — растения на берегу реки борются с пластиком, из воды выныривает грязная морда собаки, женщина без перчаток разбирает гору мешков. И такие пейзажи возникают на каждом шагу. Я покидала это место с мыслью, что дома буду сортировать мусор с удвоенной силой.