Foto: LETA
Случалось ли с вами такое: от вас, практически галопом, со всех ног удирал не какой-нибудь жалкий очкастый "штатский", которому вы показали кулак или что-то еще, а полноправный генерал полиции, руководитель одного очень важного учреждения, которое отвечает за государственную безопасность? Если нет — я расскажу, как это бывает.

Эта история началась ранним утром в прачечной Irve в Риге, на улице Сатеклес, куда я время от времени отвожу в стирку постельное белье и рубашки. Словом, избегаю особо нудных занятий.

Без особой спешки я припарковал скутер почти у самых дверей застекленного помещения, осоводил голову от шлема и вошел внутрь. Помещение было почти пустым — лишь у прилавка спиной ко мне стоял высокий мужчина с выбритым затылком и немного оттопыренными ушами, одетый в костюм с "блеском" (такие в свое время любил Айнар Шлесерс, пока добрые люди не сказали, кого именно он в них напоминает).

Но мало ли на свете людей, которым нравится блестеть не только в переносном, но и в прямом смысле? Мое внимание привлекло другое: человек явно старался меня избегать — перемещаясь по прачечной, он отчаянно старался поворачиваться ко мне спиной, как Луна прячет свою темную сторону. Вспотевший от волнения затылок делал эту аналогию еще более точной. И тогда заговорил внутренний голос: быстро, быстро, быстро выйти из прачечной и сфотографировать машину, на которой приехал этот стеснительный господин. По номеру, если постараться, можно вычислить и водителя.

Припаркованный напротив дверей темный Audi с госномером HO-5632 вместе с шофером — еще на месте. Один кадр, второй, третий… Но что это? Что за шорох за спиной? Оборачиваюсь как раз в тот момент, чтобы увидеть, как стеснительный господин галопом уносится прочь. Причем ноги несут его не к машине. Нет, господин, по-прежнему повернувшись боком, несется в сторону угла здания. Удалось сделать всего четыре кадра, прежде чем он скрылся за домом. Машина осталась на стоянке, а кучка грязного белья с квитанцией, на которой можно было прочесть фамилию "Рейникс" — на прилавке.

Только потом я по-настоящему сформулировал то, что пережил: очень может быть, что от меня со всех ног уносился никто иной, как практически главный страж нашего государства, начальник Полиции Безопасности Латвии, генерал полиции Янис Рейникс.

"Очень может быть" — но на самом ли деле? Может ли что-то такое на самом деле случиться? Чтобы генерал полиции Латвийской Республики с хорошей зарплатой использовал оплаченный налогоплательщиками автомобиль с шофером для того, чтобы отвезти свои личные вещички в прачечную?

Что офицеру полиции Латвийской Республики не хватает элементарного самоуважения и чести, чтобы, будучи пойманным, так сказать, с полуспущенными штанами, все же собраться и принять удар судьбы с бесстрашием и самоуважением, подобающими офицеру?

Что руководителю такой важной и высокопрофессиональной структуры, отвечающей за безопасность Латвийской Республики, не хватило личного профессионализма, чтобы не привлечь внимания своей игрой в шпионов — как рождественской елочке посреди пустыни Сахара?

Надо бы проверить. Но как? Машина и в самом деле принадлежала Полиции Безопасности. Но это еще ничего не значит — мало ли там сотрудников, которые, может, хотят быть похожими на Яниса Рейникса. Может, у них это такой писк моды? Вместо агента Смита — генералы Рейниксы?

На фотографиях — только отвернувшийся от объектива, пытающийся скрыться мужчина в костюме, плюс картинки с квитанцией "Рейникс" на кучке белья. Что делать? Где взять достоверное, неопровержимое доказательство?

Остается одно: попробовать использовать профессионализм и умственные способности сотрудников учреждения, которым руководит Янис Рейникс. Если уж они такие — почему их начальник должен быть другим? Пусть он мне и предоставит доказательства, раз у меня их нет.

В каком виде? Чем проще, тем лучше. На смс-сообщения господину генералу отвечать не нравится, и появилось официальное заявление, которое начинается словами: "Хочу получить от вас ответы на следующие вопросы в связи с тем, что (..) вы использовали служебную автомашину и служебного водителя для своих персональных нужд, а именно — чтобы сдать в прачечную грязное белье…" — и затем нескольков вопросов.

Словом, заявление было написано так, чтобы у господина Рейникса не возникло ни малейшего внутреннего сомнения в том, сработали или нет его утонченные методы макскировки и оперативного улепетывания. Каким бы примитивным этот метод ни был, после длившихся почти месяц раздумий начальник Полиции Безопасности Латвии написал длинный ответ о том, насколько невинными со всех сторон были его действия. Генерал полиции Рейникс преподнес себя как на блюдечке, превратив допущения в неопровержимые факты…

В чем мораль? Нет тут никакой морали. Просто так получилось, что вот этот бесстрашный, честный, решительный, умный и профессиональный господин руководит учреждением, которое, видите ли, заботится о безопасности нашей страны. Ловит шпионов враждебных государств, оценивает угрозы нации и т.д.

Страшно. Просто страшно.

Публикуется в сокращении.
Перевод с латышского Delfi

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!