К сожалению латышский язык понимают очень немного людей на нашем земном шаре. Более того: людей, которые понимают латышский и могут при этом рассказать об услышанном всем остальным — единицы. А тех, которые при этом могут передать еще и юмор первосточника — практически нет. А жаль. Искренне жаль.
На прошлой неделе наш премьер сказал, что хочет ввести в латвийское законодательство термин "непреодолимая сила". Контекст ситуации таков: наше МВД в свое время здорово порезвилось, заключая договоры на обустройство восточной границы. Сколько денег потрачено — на ночь глядя лучше не рассказывать. И заплатить по договорам еще надо еще больше.

Короче там каждый САНТИМЕТР восточной границы обходится налогоплательщикам в 2,6 лата. Ей-богу, не шучу. Поделите запланированную сумму в 122 миллиона на 463 километра восточной границы. Государственная контрольная комиссия три месяца считала — сбилась, начала считать по новой. При мощности нашей прокуратуры заканчивать расследование будут уже правнуки прокуроров.

Хуже всего то, что расторгнуть договоры с фирмами-подрядчиками сейчас не представляется никакой возможности. Поскольку штрафы за невыполнение обязательств там заложены просто кабальные (так уж наше щедрое МВД их подписало). Что делать? Вот тут и возникла у нашего премьера идея насчет "непреодолимой силы", которая позволит государству разрывать любые контракты, не выплачивая при этом компенсаций.

Поясню: термин "непреодолимая сила" придумал не Репше. Такой пункт часто включается в солидные контракты и называется "форс-мажор". Под ним по международному законодательству подразумеваются катастрофы, стихийные бедствия, войны и т.п. То есть события, на которые ни одна из договаривающихся сторон не может влиять, не может предвидеть, а тем более предотвратить.

Вот здесь то и начинается самое интересное. Латвийское государство в лице премьера заявило, что в ход выполнения договоров с фирмами-подрядчиками вмешалась "непреодолимая сила". Замечу: по законодательству это должна быть обязательно ТРЕТЬЯ сила, не зависящая ни от одной из сторон. Вопрос — какая это сила? Войн, кажется не было, если не считать нашей футбольно-фанской реакции на разборку "Буш-Хуссейн". Стихийных бедствий и катастроф — вроде тоже. Тогда что? Сам г-н Репше? Он — "непреодолимая сила", не зависящая от обоих сторон, в конкретном случае — от Государства?

А если премьер — не Государство, тогда кто он? И что тогда такое наше Государство в представлении г-на Репше? Попробуем встать на его место: ты на самом верху, а перед тобой страна, сплошь населенная избирателями, половина из которых ждет, когда ты что-нибудь для них сделаешь. А вторая половина наоборот — когда ты скажешь какую-нибудь глупость. Чтобы посмеяться. А вокруг тебя — чиновники, половина из которых уже что-нибудь украла, а вторая половина смотрит, что бы еще прихватить. И восточная граница не на замке (поворовали замки-то). А ты — один, совсем один. А если вспомнить, что средний срок "непреодолимости" латвийских премьеров по статистике — около года, то ситуация станет окончательно трагичной, почти шекспировской.

Помнится, один французский монарх в запальчивости крикнул: "Государство — это я!". Потом сей тезис повторяли неоднократно по разным поводам разные правители.

Но "Государство — это не я!" еще не кричал никто.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!