Foto: LETA

В Европейском парламенте состоялось обсуждение инициативы создания офиса европейского прокурора. Если идея будет реализована, то у Евросоюза впервые появятся свои полномочия в сфере уголовного права, которая раньше была исключительно в компетенции национальных государств.

Обсуждаемая инициатива предусматривает создание наднациональной независимой структуры, которая будет вести дела определенного типа. Среди них:

  • дела о мошенничестве с деньгами из европейского бюджета и европейских фондов;
  • дела о фактах коррупции в европейских институциях;
  • дела о фактах мошенничества с налогом на добавленную стоимость с "интернациональным аспектом" и в случае, если речь идет о крупном мошенничестве с этим налогом.

Как пояснил порталу Delfi евродепутат Андрей Мамыкин, создание офиса европейского прокурора было предусмотрено Лиссабонским договором. Причем, для запуска проекта не требуется согласие всех стран, необходимо лишь участие как минимум 8 государств ЕС.

Предполагается, что изначально компетенция офиса будет не очень широкой, и не все страны ЕС будут участвовать в нем. Однако создание института европейского прокурора — это "нога в дверях".

"Главная задача — начать, а дальше на новый скелет можно наращивать мясо. Компетенция европейских прокуроров будет постепенно расширяться", — прогнозирует Мамыкин.

Евродепутат оценивает предстоящее решение как "революционное", поскольку вместе с ним очередная порция полномочий государств уходит в Брюссель. Не менее важно и то, что статьи Уголовного закона, которые планирует применять новая европейская прокуратура, будут приниматься централизовано.

"Начнут с того, что директивой по этим статьям введут одинаковую нижнюю планку наказания. Ну, а со временем, должны будут появиться и европейские тюрьмы. Иначе возникает вопрос, а в тюрьму какой страны сажать таких преступников?" — говорит Мамыкин. Вопрос о тюрьмах — перспектива на будущее, но создание института европейского прокурора открывает дискуссию и по этому вопросу, уточняет евродепутат.

Мамыкин считает, что появление независимой институции европейского прокурора поможет эффективнее бороться с растранжириванием денег европейских фондов. Особенно это актуально для таких маленьких стран, как Латвия, где "каждый друг другу родственник, одноклассник или партнер по бизнесу".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!