Сегодня газета Diena раздел комментариев и мнений открывает статьей своего штатного автора Айвара Озолиньша под заголовком "Сценарии" (Scenariji). Статья снабжена подзаголовком "Скупка элиты опаснее танков". Комментатор Diena анализирует недавнее исследование о возможных военных конфликтах в мире в ближайшие 8 лет, проведенное американским "мозговым трестом" RAND Corporation по заказу армии США. Среди прочих сценариев, аналитики RAND моделируют участие США и союзников Америки по НАТО в отражении российского военного вторжения в Балтии. Публикацию исследования RAND Озолиньш увязывает с появлением на прошлой неделе письма, подписанного 115 евроатлантическими политическими деятелями. Озолиньш цитирует фрагмент письма, в котором его авторы заявляют, что "во внешней политике президента Путина все больше обозначается угрожающее отношение к соседям России… возвращение имперской и милитаристской риторики и отказ России выполнять обязательства по международным договорам". Комментатор Diena считает, что оба документа должны стать "обязательным чтением в первую очередь для тех балтийских политиков, которые в эйфории от вступления в НАТО вообразили, что безопасность их стран окончательна и необратима". Пересказывая описанный аналитиками RAND возможный сценарий кризиса в Балтии, Озолиньш упоминает "обострение отношений США и России". На этом фоне "прямым возбудителем кризиса становятся финансируемые и направляемые российскими спецслужбами волнения "этнических русских" в Латвии и Эстонии, что позволяет Москве броситься на защиту "прав человека" и попытаться силой вернуть [себе] страны Балтии". По сценарию RAND, это не удается из-за неподготовленности российских вооруженных сил. Однако "по-крайней мере 2 фактора не дают" Озолиньшу "почувствовать удовлетворение по поводу такого прогноза завершения кризиса". Первый фактор, указывает автор, вновь ссылаясь на RAND — сделанное аналитиками допущение о том, что России не удастся расколоть НАТО по вопросу включения в конфликт. Второй фактор, отмечает Озолиньш — гораздо большая вероятность того, что Москва может пытаться вернуть территории бывшей империи невоенными способами, в частности, "тайными и явными попытками повлиять, подкупить или принудить союзников США отдалиться от Соединенных Штатов". Автор отмечает, что латвийская элита, "по крайней мере нынешняя правящая коалиция", приняла решение о принятии поддержки от "промосковских партий, сделав широкий шаг по пути их включения в правительство".

ВЫВОД: "Элита… забыла, что в межвоенный период независимость Латвии могла казаться необратимой, да и Россия признала ее на "вечные времена"… Сомнения в том, поддержит ли единое НАТО страны Балтии в случае угрозы со стороны России, будут второстепенным, если в результате глупости и продажности местных политиков Латвия сама станет раскольником альянса".

Далее
Diena
публикует статью еще одного своего штатного комментатора,
Петериса Страутиньша
, озаглавленную "Сколько Россия должна Латвии?" (
Cik Krievija ir parada Latvijai?
). Идея России потребовать компенсации от стран Балтии за советские годы "глубоко унизительна", но, по мнению автора, Россию можно поблагодарить за инициативу начать разговор "кто кому больше должен". "Россия думает, что ей от Балтийских стран причитается 3 миллиарда долларов", пишет Страутиньш. Он начинает считать убытки Латвии и сравнивает падение внутреннего валового продукта на душу населения в Латвии за советское время. Логика такова: у Латвии и Финляндии ВВП в 1939 году был примерно одинаков. В 2003 году разница составляла 17200 долларов на душу населения или 40 миллиардов долларов на всех жителей Латвии. "И это только один год", — подчеркивает автор.

ВЫВОД: "Если Россия действительно будет готова сесть за стол переговоров по вопросу компенсации, то Латвия могла бы сделать шаг доброй воли и уменьшить на три миллиарда долг соседнего государства [Латвии]. На общем фоне это ничего не изменило бы".

Далее
Diena
публикует статью исследователя Центра прав человека и этнических исследований
Анхелиты Каменски
"Нужна ли Латвии тюрьма-монстр?" (
Vai Latvijai vajadzigs cietums — monstrs?
). Министр юстиции Латвии Винета Муйжниеце обнародовала идею — строить новую тюрьму на 3000 мест. Хотя в Норвегии самая большая тюрьма способна вместить 350 заключенных, крупнейшие тюрьмы Словении и Дании имеют 400 мест, Финляндии — 200 мест. Министр также не говорит, что будет с уже имеющимися тюрьмами, хотя и Центральная тюрьма — не маленькая, в ней содержится 1700 человек. Строить большие тюрьмы — это черта пенитенциарной системы США, а не Европы, считает автор. В течение двух недель министр подаст проект строительства тюрьмы в Латвии на рассмотрение латвийского правительства.

ВЫВОД: Прежде, чем подавать предложения о таком внушительном расходе государственных средств, нужно оценить все — в том числе и альтернативные — предложения.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !