Беженцы: кто будет за них отвечать?
Осенью в ЕС должны пройти дебаты по нескольким острым вопросам, связанным с распределением беженцев по территории ЕС. Первый - пересмотр так называемых Дублинских норм, которые определяют, какое государство отвечает за беженца, прибывшего в ЕС. Как правило, сейчас это первое государство, границу которого пересек беженец. Именно из-за этого от исхода мигрантов из Сирии, Ливии и с Балкан больше всего страдают три страны — Италия, Греция, Венгрия.
По стандартам Дублинской системы, даже если человек пытается самостоятельно перебраться дальше, например, из Италии в Швецию, его должны вернуть обратно в Италию для проверки и рассмотрения ходатайства на получение убежища. Это создает непропорциональную нагрузку, и Еврокомиссия предлагает пересмотреть механизм, фактически заставив другие страны принимать к себе мигрантов. Для этого планируется стандартизировать и ускорить процедуру проверки претендентов на получение статуса беженца ("прописаться" в Латвии вынужденным переселенцам пока намного сложнее, чем в Германии), а также при необходимости задействовать механизм квот. В качестве мотиваторов предложено задействовать и кнут (штрафы за отказ принимать беженцев), и пряник (увеличение европейского финансирования на каждого распределенного беженца). Варианты реформы еще будут обсуждаться. Но при любом раскладе для таких негостеприимных стран, как Латвия, любое принятое на уровне ЕС решение будет означать увеличение притока мигрантов.
Впрочем, пока не ясно, когда и в какой форме будут утверждены нововведения. Политические дискуссии обещают быть сложными. Сопротивляются реформе государства Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), а также страны Балтии. Но страны Западного блока, традиционно придерживавшиеся более либеральных взглядов в вопросе приема беженцев, этой осенью могут оказаться плохими соратникам для евробюрократов. Приближение президентских выборов во Франции и парламентских в Германии вынуждает политические элиты обеих держав проявлять больше солидарности с электоратом, и, следовательно, ужесточать подход к миграционной политике (по данным социологического опроса Deutschland Trend, 67% жителей Германии не одобряют политику "открытых дверей", проводимую Ангелой Меркель).
И все же полностью замести вопрос под ковер вряд ли удастся. По данным агентства ЕС Frontex, только за 2015 год в Евросоюз прибыли 1,8 миллиона мигрантов. Большинство из них по-прежнему находятся во временных лагерях Италии и Греции, создавая угрозу гуманитарной катастрофы.
Brexit: начинается серьезный разговор
Хотя вопрос о выходе Великобритании из Евросоюза дамокловым мечом будет висеть над Европой еще минимум год (британские власти не собираются покидать альянс раньше осени 2017-го), первые серьезные дискуссии об условиях развода начнутся уже сейчас. Главные объекты спора — единый рынок торговли ЕС и британский рынок труда. Брюссель постарается связать эти два понятия при заключении будущей сделки, Лондон, напротив, потребует "не смешивать". Особенно интересно, как будут вести себя на переговорах страны Восточной Европы, чьи граждане до сих пор наиболее активно пользовались преимуществами свободы перемещения и трудоустройства.
Россия: отмена экономических санкций?
Как уже сообщал DELFI, до конца этого года Евросоюз может смягчить свою политику санкций в отношении России. Официально возможность отмены экономических санкций связывается с выполнением Минских соглашений, подписанных в феврале 2015 года (оно накладывают на Россию и Украину обязательства обеспечить перемирие на Востоке Украины). Евросоюз и впредь не будет отказываться от этого требования, но может пойти на ряд уступок, тем самым поощряя Россию к диалогу. Такому повороту событий отчасти способствует неконструктивная политика украинских властей, объясняют в дипломатических кругах. В Брюсселе не довольны, что Киев воспринимает антироссийские санкции как нечто само собой разумеющееся и не демонстрирует достаточно усилий, чтобы урегулировать конфликт с Москвой.
Нельзя забывать и то, что для Евросоюза на первый план сейчас выходят проблемы миграции и терроризма, и для их решения сотрудничество с Россией может оказаться весьма полезным.
Как отмечают в политических кругах, санкции, скорее всего, будут отменять постепенно — в обмен на встречные инициативы Кремля. Как известно, в июне глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, прервав двухгодичную блокаду, посетил Петербургский Международный Экономический форум, где встретился с президентом России Владимиром Путиным. А на прошлой неделе для переговоров с Путиным в Москву специально прилетал премьер Словакии Роберт Фицо. Словакия сейчас председательствует в Совете ЕС, и визит Фицо был истолкован в международных кругах как "подготовка плацдарма" для неких важных решений.
По неофициальной информации, российский вопрос планируют обсудить на саммите лидеров ЕС в октябре, а окончательное решение может быть принято к декабрю. Еврокомиссия, скорее всего, не будет чинить препятствий со своей стороны. Альянс пугающе близко приближается к стагнации (рост экономики Италии во II квартале замедлился до нуля), и не последнюю роль в этом играет политика санкций и контрсанкций. Негативный эффект изоляции России признал даже вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. Выступая в понедельник в эфире Латвийского Телевидения, экс-премьер подтвердил, что самое отрицательное влияние на экономику Латвии оказывает сейчас российско-украинский конфликт и связанные с ним санкции.
По прогнозу Еврокомиссии, в этом году ВВП страны вырастет на 2,8%, Банк Латвии обещает только 2% (для сравнения: за 2013 год, то есть до введения антироссийских санкций, ВВП Латвии увеличился на 4,1%).
Что будет с ЕС?
Экзистенциальные вопросы — что такое Евросоюз, зачем он нужен и как им управлять — будут главенствовать в повестке осенних встреч первых лиц ЕС. Официальный старт дискуссиям будет дан на саммите в Братиславе 16 сентября. Беспрецедентная значимость момента подтверждается тем, что накануне словацких переговоров канцлер Германии Ангела Меркель решила сама с "гастролями" объехать практически всю Европу. На прошлой неделе она встретилась с лидерами Франции, Италии, Великобритании, Эстонии, Чехии, Польши, Венгрии, Словакии, Австрии. И везде, по сути, обсуждался опрос вопрос: как реформировать Евросоюз с учетом итогов июньского референдума в Великобритании.
Моделировать ситуацию приходится в двух плоскостях. "Новички" из Восточной Европы настаивают на увеличение автономии национальных властей и уменьшении роли Еврокомиссии. И уже в Братиславе Вышеградская группа представит свой план реорганизации ЕС. Крупнейшие западные державы, то есть фактически основатели альянса, готовы, наоборот, вдохнуть вторую жизнь в некогда отложенный на полку проект федерализации ЕС, предусматривавший перенять у национальных правительств максимум полномочий, включая вопросы налогообложения, защиты границ, миграции, социальной политики, защиты границ и т.д.
Однако запуску этой инициативы мешают две серьезные преграды — протесты Восточной Европы и отсутствие политической и электоральной стабильности в самом западном блоке, где все громче слышны голоса националов и евроскептиков.
Уже этой осенью Европа может пережить целую серию политических потрясений. Календарь наиболее нервозных событий выглядит так:
- В сентябре в Испании пройдут выборы в парламент Страны Басков. По прогнозам экспертов, баскские националисты сохранят власть. Кроме того, может улучшить свои позиции партия "Подемос" (Podemos), которая хотя и отстаивает единство королевства, но выступает против навязанной Испании кредиторами политики жесткой экономии. Предполагается, что после выборов националисты Страны Басков потребуют у Мадрида дополнительного финансирования и расширения прав автономии, что повысит градус сепаратистких настроений и в Каталонии. В ноябре 2015-го парламент Страны Басков уже голосовал за начало процесса отделения Каталонии от Испании, поскольку это, по мнению баскских депутатов, соответствует "желанию большинства каталонцев".
- В начале октября в Австрии пройдут повторные президентские выборы. Кандидат от ультраправой Партии свободы Норберт Хофер имеет высокие шансы занять ответственный пост. По прогнозам политологов, в случае победы Хофера Австрию могут ждать серьезные изменения. В своей предвыборной программе Хофер обещает ужесточить миграционную политику, уменьшить давление ЕС и распустить правительство, если его не устроит политический курс нынешнего Кабмина. Популярный в народе политик также намерен сопровождать канцлера Австрии во время его визитов в Брюссель, чтобы участвовать во всех переговорах. Повторные выборы проводятся по решению суда, аннулировавшего результаты предыдущего голосования, по итогам которого с мизерным перевесом победил кандидат от австрийских "зеленых" Александр ван дер Беллен.
- На октябрь запланирован также референдум в Италии по реформе государственного управления. На всенародное голосование вынесен вопрос о внесении изменений в Конституции Италии, в результате чего должна кардинально измениться политическая система страны: порядок формирования Сената, его численность, функции и финансирование. Инициатором реформы выступает Демократическая партия премьера Маттео Ренци. В случае провала Ренци обещает уйти в отставку, что, по мнению аналитиков Bloomberg, вызовет в стране политический кризис и увеличит влияние евроскептического "Движения пяти звезд", которое настаивает на референдуме о выходе Италии из еврозоны. Тут стоит отметить, что, несмотря на личную популярность Ренци, рейтинг у "Пяти звезд" сейчас выше, чем у правящей Демократической партии.
- Еще одно важное событие осени — референдум в Венгрии. Он назначен на 2 октября. Гражданам Венгрии предложат ответить на вопрос: "Согласны ли вы с тем, что Евросоюз получит право вводить обязательные квоты на пребывание граждан без венгерского гражданства на территории Венгрии без согласия венгерского парламента?" Референдум проводится по инициативе премьера Виктора Орбана, который считает, что подобный плебисцит "станет серьезным испытанием для европейской демократии". Результаты голосования легко прогнозируются. Cогласно данным исследования американского центра Pew, Венгрия является самой ксенофобской страной в Европе - негативное отношение к мусульманам испытывают 72% населения Венгрии, а 76% венгров уже сегодня убеждены, что беженцы непременно станут причиной терроризма. За последние полтора года в страну прибыло объективно большое число беженцев — только в 2015-м границу Венгрии пересекли 400 тыс. мигрантов. Формально исход венгерского референдума никак не влияет на решения Евросоюза о распределении беженцев. Однако, как отмечают в Брюсселе, не заметить его руководство альянса не сможет. Плюс, как и в случае с "Брекзитом", обнародование неприятной для евробюрократов социологии запустит новую волну национальных настроений по всей Европе, что, безусловно, затруднит политические переговоры о судьбах соискателей убежища.