"Почетный пенсионер" или "свой в верхах"? Зачем и как выбирать евродепутатов
Fоtо: LETA

Лишь 27% жителей Латвии считают, что их голос "слышен" в ЕС. Многие уверены, что пост евродепутата — не что иное, как "почетная пенсия": комфортная жизнь, высокая зарплата, отвечаешь вроде бы за все, но ни за что конкретно. Ну какая разница, как там проголосовал один из семисот депутатов?! За 100 дней до выборов в Европарламент его главный коммуникатор Жюм Ду Гийо (Jaume Duch Guillot) приехал в Латвию, чтобы убедить в ценности отдельных голосов и ЕС в целом.

25 мая Латвия будет выбирать восемь новых депутатов в Европарламент. На прошлых выборах латвийские избиратели поставили антирекорд — явка 30,25%. Меньше, чем два предыдущих раза. Партия "Единство" получила четыре места, Нацобъединение, СЗК, "Согласие" и РСЛ — по одному.

В новом Европарламенте будут работать 705 депутатов. Благодаря Brexit, освободилось 73 места, из которых только 27 перераспределят между некоторыми другими странами. Число депутатов от Латвии не изменится, а вот от Эстонии будут избраны уже не шесть, а семь депутатов — растет население, растет и число мест. Оставшиеся 46 "британских вакансий" законсервируют на случай будущего расширения ЕС.

На фоне Брекзита с Путиным. Почему поддержка ЕС бьет рекорды?

Все опросы общественного мнения показывают, в этом году у Евросоюза рекордные за 25 лет показатели поддержки среди жителей — минимум на 10% выше, чем перед прошлыми выборами. В том числе и Латвии.

"Международная ситуация — Брекзит, Путин, Трамп, Турция, Сирия, растущий вал фейковых новостей, — делает эти выборы важными как никогда, — говорит Жюм Ду Гийо. — Люди чувствуют потребность в экстразащите. Размышляют так: у меня есть национальный зонтик, но неплохо бы запастись еще и европейским, который даст дополнительные гарантии безопасности, защиты внешних границ, борьбы с международным терроризмом, способность управлять миграцией… Но если в ближайшие пять лет ЕС не поможет в решении этих проблем, то люди решат, зачем тогда мне нужен этот союз? Буду-ка я сам решать свои проблемы".

По словам еврочиновника, внутри самого ЕС есть немало сил, настроенных весьма скептически в отношении Союза. Сегодня они представлены уже на уровне руководств стран-участниц ЕС. Жюм Ду Гийо упомянул премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини, но призвал не нервничать: "Еврофобы всегда были в Европарламенте. Членами ЕП избирались такие яростные критики, как Жан-Мари Ле Пенн, и Найджел Фараж. Может, теперь форма критики примет новое направление, но она не нова для нас".

По его мнению, лучшая форма борьбы с такими настроениями — открытость: "Мы стараемся повышать осведомленность о работе Европарламента. Да, решения принимаются большинством. Но мы не просто сообщаем окончательный результат, а распространяем информацию, что на этот счет думают все противники решения. Например, на днях решение по копирайтам одобрили далеко не все — мы сообщили об аргументах тех, кто "за" и кто "против".

"Почетный пенсионер" или "свой в верхах". Что могут 8 латвийских депутатов?

Распространенная позиция многих жителей Латвии: все кандидаты — охотники до теплых местечек с приличной зарплатой в благополучной стране и сомнительными обязанностями. Ну какую пользу Латвии могут принести восемь депутатов разной ориентации, когда в Европарламенте заседают более 700 человек.

"Это мнение популярно не только в вашей стране, — уверен Жюм Ду Гийо. — Типичный ход рассуждения: я не знаю, что происходит в ЕП, поэтому считаю, что все они там бесполезны. Но есть огромное количество доказательств тому, что Европарламент — более эффективен, чем многие парламенты Европы, включая Бундестаг. Ведь он не связан с правительством и большинством в отдельной стране, а значит, более независим и более влиятелен. Конечно, есть депутаты ЕП, которые работают много, есть середнячки, а есть те, кто работает меньше среднего. Это личная ответственность каждого.

Я знаю некоторых депутатов из Латвии, которые очень активно работают, но есть у вас и депутат, которая активно критиковала ЕП, а потом выяснилось, что она была одним из самых неактивных его членов. Она выбрала такой путь защиты, заявив, что ЕП — сплошная болтовня" (речь идет о депутате Ивете Григуле — прим. ред.).

По мнению еврочиновника, важно не количество депутатов, а их качество и сила убеждения: "С одной стороны, как 8 человек могут повлиять на решение более 700 депутатов? Голоса 90 немцев их всегда перевесят. Но надо мыслить по-иному. Вот я, депутат от Латвии, но принадлежу к европейской группе из 70 или 150 депутатов, если я смогу убедить их отдать голоса за то или иное решение, важное для моей страны — у меня уже 71 или 151 голос. А когда на кону будут интересы их страны, я поддержу их".

"Эффект Трампа". Растет ли популизм в Европарламенте?

Жюм Ду Гийо признает, что влияние популярного нынче популизма сильно даже в отношении самых консервативных политиков: "Если сравнить позиции и выступления депутатов сегодня и 10-20 лет назад, станет очевидным влияние популистской волны, — говорит он. — Увы, сегодня успешны и чисто популистские партии — они попадают в правительства стран, получают возможность встречаться с членами Еврокомиссии и проталкивать свои идеи. Конечно, Европарламент может их блокировать, но…"

Тем не менее, по его подсчетам, новый ЕП вряд ли будет более популистским, чем предыдущий. Это как раз тот случай, когда Брекзит пошел на пользу ЕС. "Да, вполне возможно, что из отдельных стран в ЕП придет больше популистов — из Италии, Австрии, немного из Германии. От Франции популисты победили уже пять лет назад — они тут уже не в новинку. Не исключено, что в этот раз они и не выиграют, благодаря комбинации Макрона и "желтых жилетов". Зато, спасибо Брекзиту, мы потеряли около 40 британских популистов — сторонников выхода.

Главный вопрос — как популисты самоорганизуются в ЕП. До сих пор они были распределены между тремя разными политическими группами, а некоторые не принадлежали ни одной группе. Если эти группы не будут входить в комитеты — они мало что реально смогут сделать. Если они объединятся в две группы, то могут быть более влиятельны".

И тут Жюм Ду Гийо призывает не пугаться раньше времени: "Бессмысленно говорить, нравятся или нет нам такие люди и те, кто их выбирает. Это демократия — имеют право. Думаю, в некоторых странах волна популизм остановится, когда такие политики получат ответственность на уровне правительства, а потом выяснится, что одно дело — давать простые решения проблем на словах, а другое — выполнять их. Ну и потом, кто мешает более ответственным партиям активнее работать со своим электоратом?"

"Британцы лишили себя зонтика". Что думает Европарламент о Брекзите?

Позиция ЕП по Брекзит неизменна: выход из ЕС стал одной из главных ошибок британских граждан.

"Конечно, Брекзит принес негативный эффект для всего ЕС, но больше всех пострадают сами британцы, — рассуждает Жюм Ду Гийо. — Мы предложили Британскому правительству наилучший договор, который в такой ситуации возможен и не можем его менять. Если они его одобрят, то выйдут с наименьшими потерями и переходным периодом в полтора года, за который решится большинство проблем. Если расстанемся без договора — это будет тяжело и для ЕС, но в большей степени для Британии. Но это их выбор. Они теряют европейский зонтик. Нельзя уйти из ЕС, оставив при себе часть зонтика.

Беда в том, что призывая к выходу, британцам не объяснили, что это значит — что можно уйти и стать чем-то вроде Норвегии, а можно — Мексикой или Марокко. Есть много вариантов новых отношений, которые связаны с большим или меньшим количеством прав и обязанностей. Но это не обсуждалось во время той кампании. Только сейчас для них открылись реальные последствия Брекзита: нерешенные вопросы в экономике, проблемы с терроризмом в Северной Ирландии, конфронтация с шотландскими политиками… В Британии дождь все время, а они лишили себя зонтика".

От эмоций до "будильников для молодежи". Как ЕС будет агитировать?

Задача новой избирательной кампании в Европарламент очень напоминает прошлогоднюю российскую — максимальная явка. По мнению Жюм Ду Гийо, именно эта цифра покажет вес ЕС. "Мне приходилось слышать мнение: если в этот раз не получится — не получится никогда". И опросы показывают, что 42% жителей ЕС, во всяком случае, уже знают дату выборов в ЕП — это гораздо больше, чем в такое же время перед прошлыми выборами.

В Бельгии, Греции и Люксембурге участие в выборах ЕП — обязательно. Тем, кто не голосует, грозит штраф и другие наказания. Но в большинстве стран ЕС (в том числе и в Латвии) этот процесс — добровольный, и явка на предыдущие выборы в некоторых странах вызывает большие вопросы: в 2014 году в Словакии проголосовало всего 13% (причем, среди молодежи до 25 лет — всего 5%), в Чехии — 19%. Да и Латвия с 30% недалеко ушла.

Организаторы выборной кампании намерены пробиваться к избирателю по всем возможным каналам и воздействовать не только на разум, но и на чувства. Например, планируется серия двухминутных эмоциональных видеороликов, которые будут учитывать сегодняшние настроения людей. Много внимания уделят социальным сетям. Будут призывать на помощь всех активистов. Их призывают зарегистрироваться на специальном сайте www.thistimeiamvoting.eu (www.soreizesbalsosu.eu) — от Латвии к нему уже присоединились около 1000 неравнодушных.

Кампания будет максимально децентрализована — в каждой стране-участнице ЕС ее внимание будет фокусироваться на ее "болевых точках", выявленных в опросах. Скажем, Скандинавию очень волнует охрана окружающей среды — жителям будут доводить информацию, как ЕС борется за экологию. Для Латвии экология — не тема, значит, ее будет меньше. Тут две топовые темы — безопасность и экономический рост, появление новых рабочих мест. ЕС есть что сказать и по этой части.

Планируются отдельные "рекламные атаки" на разные части общества. Например, в отношении тех, кто во время опросов говорит, что собирается голосовать, но в последний момент так и не доходит до урн: остается в постели, забывает, находит более приятные занятия. Таких, по сведениям еврочиновника, очень много — до 43%. В основном это молодежь. Им нужен специальный будильник.

"За пассивность молодежи особенно обидно, потому что именно эти выборы связаны с ее будущим, — поясняет Жюм Ду Гийо. — Сегодня они пользуются привилегиями от ЕС, которых еще 20 лет назад не существовало — это свободное передвижение, возможность учиться в разных странах, программа Erasmus, научные исследования… Надо понимать, что если ЕС не сохранится, то в ближайшие годы эти возможности могут перестать работать. Еще пару лет назад к этому можно было относиться беспечно, но после Брекзита эта опасность стала реальной. И мы знаем, что не менее 70% молодых британцев были за то, чтобы их страна осталась в ЕС, но при этом многие из них даже не пришли голосовать".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !