Foto: LETA

Несмотря на войну, а во многом и благодаря ей, Европа ускоренными темпами запускает "зеленый курс" — энергетической независимости сперва от российского фоссильного топлива, а потом и всего прочего. 2022-й заявлен Годом молодежи, которой Еврокомиссия выделяет дополнительное финансирование. Не забыто и подорванное пандемией ментальное здоровье — его предлагают лечить экстра-выходным. Эти темы активно обсуждались на ежегодном Брюссельском экономическом форуме и сопутствующих мероприятиях.

Война в Украине привела к торможению экономики и росту инфляции по всей Европе. Страдают все, но очень неравномерно. Больше других — центральная и восточная Европа. Самая высокая годовая инфляция прогнозируется в Литве (12,5%), Польше (11,6%) и Эстонии (11,2%), самая низкая — в Португалии (4,4%). Для Латвии прогнозируют годовой рост цен в 9,4%.

При этом ряд стран, принявших беженцев, матерей с детьми, отметили, что таким образом им удалось поправить демографические показатели. В частности, польский экономист и европарламентарий Марек Белка сообщил, что несмотря на высокую степень неопределенности войны, негативного эффекта на экономику от прибытия миллионов беженцев нет: "Это стоит денег, но все они успешно абсорбируются обществом". По подсчетам Белки, Польша получила минимум 1,5 млн рабочих рук. Часть потом уедет, но многие останутся.

Подробнее о прогнозах экономики Европы в целом и Латвии в частности.

"Зеленеем" — вопреки и благодаря войне

С особым упорством ЕС к 2050 году планирует прийти к нулевым выбросам углекислого газа, а к 2030 году минимум треть энергогенерации должна быть возобновляемой. Главные вопросы: как совместить кризис войны и "зеленый курс" без критического влияния на стандарты жизни и потребления? И как это отразится на конкурентоспособности европейской промышленности?

Официальная стратегия ЕС — снижать зависимость от российских энергоресурсов, а также от любой другой "грязной" энергии. Еврокомиссия презентовала план Repower Europe: развитие возобновляемых источников и строительство новой инфраструктуры по ископаемым источникам — терминалов сжиженного природного газа и альтернативных нефтепроводов.
Требуется 210 млрд евро сверх принятого раньше климатического плана. "Зеленая энергия" и в мирное время требует серьезных вложений, а тут приходится действовать на фоне военного роста цен на все. За счет кого и чего?

Исполнительный вице-президент ЕК Валдис Домбровскис со сцены Форума заявил, что фокус на российской агрессии и усилении безопасности, не позволяет забыть и про изменения климата: "В краткосрочной перспективе это обращение к другим поставщикам — Норвегии, США и т. д. Но это означает и акселерацию "зеленого курса". Российская агрессия лишь убеждает, что надо быстрее уходить от ископаемого топлива".

"Зеленый курс" — это прекрасно, но как бы он не оставил многих за бортом, оппонировал Домбровскису генсек индустриального Всеевропейского торгового союза Люк Триангл. "Если не будет поддержки 25 млн рабочих, которые работают в энергетической, добывающей и автомобильной индустриях, если они почувствуют угрозу своей работе и будущему, у нас не будет поддержки "зеленого курса".

Понятно, что отдельные регионы и страны будут впереди. Например, Швеция, которая уже далеко ушла и по "зелености", и по продуктивности. В качестве примера негативного эффекта Триангл назвал Болгарию: шахты закрываются, шахтеры бунтуют, семьи уезжают. Если в 1992 году в Болгарии было 9,2 млн жителей, сейчас — меньше семи, прогноз-2050 — меньше 5,2 млн…
"Есть риск, что Европа станет еще менее равной. Если это не учитывать, то на фоне войны популизм и евроскептицизм развернутся пышным цветом", — предупреждает Триангл.

Домбровскис заверил, что "зеленый курс" возможен только при поддержке общества, а все подсчеты велись с учетом особенностей регионов. Обещал целевую поддержку для переориентации пострадавших от смены курса производств и регионов. Финансироваться на "зеленый курс" будет из Фонда транзита, а также из Фонда RRF (созданного для ликвидации последствий пандемии), Фонда когезии (выравнивания) и Социального фонда. Деньги выделяют страны-участницы, привлекаются долгосрочные займы, а главным "двигателем прогресса" назначили новые глобальные минимальные налоги — по 15% с транснациональных корпораций и цифровых гигантов.

Для усиления оптимизма Домбровскис сообщил, что даже промежуточная цель-2030 принесет миллион дополнительных рабочих мест, правда трудящимся потребуется другая квалификация, а значит — переобразование. За 10 лет освоить новые навыки и знания должны будут 94 млн рабочих.

Оцифровка данных — на пользу общества

Ученый, работающая над созданием искусственного интеллекта (ИИ) Инма Мартинез считает, что будущее Европы — за big data, обработкой и анализом огромных объемов оцифрованной информации с привлечением ИИ. Она предлагает построить единую систему управления данными, которую можно было бы использовать для грамотного обустройства жизни в городах. Подстраивая каждый продукт под запросы людей.

Темой номер один Инма назвала здравоохранение: "Мы не можем позволить врачам в Европе делать записи на бумаге — это не позволяет анализировать данные и предлагать решения, которые оптимизируют лечение и реабилитацию людей. Привлечение ИИ сможет улучшить возможность предсказать такие болезни, как рак. Это помогло бы спасти многих".

Другой пример — беспилотные автомобили, которые могли бы быть встроены в безопасную систему с учетом трафиков и потоков. Big data помогут оптимально выстроить цепочки поставок для бизнеса, что важно для "зеленой экономики"… Данные — кровь ИИ, чтобы рассчитать установку, сделать предсказание, автоматизацию. Мы должны быть уверены, что этим не будут манипулировать. ИИ должен быть эргономичным и нести человеческие ценности. И обучаться от нас. Чтобы люди ему доверяли".

Четырехдневная рабочая неделя: за и против

Концепция четырехдневной недели внедряется все в большем количестве стран. Предполагается, что это даст лучший баланс работы и отдыха, улучшит ментальное здоровье и снизит эмиссии. Бельгийцы добились права выполнять объем полной рабочей недели за четерые дня без потери зарплаты — сотрудники компаний могут сами решать, сколько дней работать, если они все успевают. Увы, не все профессии могут добавить выходной без потерь.

На экономическом форуме провели жаркие дебаты "за" и "против" перехода на такую систему полностью.

Аргументы за

Бельгийский экономист, профессор экономики и поведенческих наук Оксфорда Жан-Эммануэль Де Неве изложил:

  • В 1926 году Генри Форд одним из первых дал работникам два выходных, вместо одного. К 70-м годам индустриальная революция сделала общей практикой 40-часовую рабочую неделю. Несмотря на то что сегодня мы трудимся в 7 раз продуктивнее, чем век назад, это мало отразилось на часах отдыха.
  • Ментальное здоровье у современных трудящихся все хуже. Депрессии, выгорания, стресс — пандемия века. Лечить их очень дорого. В Великобритании подсчитали, что компании теряют 45 млрд фунтов в год из-за проблемы absenteeism-presenteeism — человек формально на работе, но реально толку от него нет. Больше выходных помогут разгрузить систему здравоохранения. И детям не будет доставаться от усталых и загнанных родителей.
  • В пилотные инициативы по уменьшению числа рабочих дней включаются Исландия, Испания, Япония, Литва, а также большие транснациональные компании — Panasonic., Hyundai, PricewaterhouseCoopers и множество средних и малых. В среднем продуктивность 4-дневки вырастает на 10%- это покроет часть расходов, а также это инвестиции в здоровье.
  • В 2018 году новозеландская финансовая компания Perpetual Guardian перевела 240 сотрудников на 4-дневную неделю с сохранением зарплаты. Производительность увеличилась, объема проделанной работы и конкурентоспособности сохранились, уровень стресса персонала снизился с 45% до 38%, а показатель гармоничного баланса работы и личной жизни вырос на 44%.
  • В лишний день люди будут охотнее заниматься такими важными делами, как волонтерство, обучение, забота о близких… Это тоже уменьшает стресс и повышает самооценку.
  • Опыт Швеции показал, что такой график снижает эмиссии на 16 процентов — люди не едут на работу.
  • Это улучшит гендерный баланс — у женщин больше свободного времени на детей.

"Да, переход не будет легким. На старте реформы нужна реорганизация процессов, инвестиции. Но и сто лет назад переход к двум выходным был непрост, — обращает внимание профессор. — Трудности заняли декаду, пока это стало общей практикой и частью национальных законов. Такие инвестиции принесут прибыль — здоровье, счастье и благополучие".

Аргументы против

Директор по взаимоотношениям работодателей Конфедерации бизнеса и работодателей Ирландии Мейв МкЭлви

  • Что реально хотят люди — гибких графиков. А 4-дневный неделя — это всего один тип гибкости. Он не всем подходит.
  • 100% оплаты, 100% продуктивности, 100% часов, задвинутых в четыре дня — это просто сжатая обычная рабочая неделя.
  • Что хорошего для ментального здоровья, если напряженные четыре дня породят еще больший стресс? Никаких кофе и болтовни — все трудятся. Но для многих работа — это больше, чем работа.
  • Это может привести к тому, что работодатели будут избавляться от непродуктивных работников.
  • Женщинам все равно придется заниматься детьми каждый день.
  • Западная Европа стареет. К 2030 году потребуется дополнительных 4,5 млн работников в сфере социального ухода, а если они будут работать 4 дня в неделю — еще больше. Это безбожно дорого. А платить — налогоплательщикам.
  • Часть предприятий все равно будут работать 24/7.
  • В свои три выходных люди будут больше путешествовать, навещать родню, ходить по магазинам, учиться — больше движения и выбросов СО2. Мы не готовы меняться быстро, чтобы ездить на велосипеде.
  • Если уж переходить, надо делать это глобально, а не по Европе. Иначе потеряем конкурентоспособность.

Молодым нужны жилье, социальная защита и равный старт

2022 год назван Европейским годом молодежи. Таким образом, Евросоюз решил поддержать молодых людей, чье ментальное здоровье и планы на жизнь были сильно испорчены пандемией, а теперь ко всем бедам добавилась война.

Молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет составляют шестую часть населения Европы.

Проблемы современной молодежи

  • Безработица. Притом что это поколение — самое образованное за все времена, вероятность того, что молодой человек не найдет работу — вдвое выше, чем для других возрастов. Сегодня около 13% молодых людей (9 млн человек) ЕС нигде не учатся, не проходят курсы переквалификации и не работают. В Латвии таких 11,2%.
  • Социальная незащищенность. Разные интернет-платформы дают возможность молодым людям подрабатывать в качестве самозанятых. Это удобная для них форма труда с гибким графиком, но в этом случае молодые люди оказываются без социальной защиты. На форуме выступила одна из директоров международной компании Wolt, у которой 70 000 продавцов и 150 тысяч курьеров в 23 странах, но только 7000 постоянных работников.
  • Жилье. Очень проблемный вопрос для молодых — жилье. Аренда в больших городах зачастую превышает их бюджет, а возможности при этом накопить на свое жилье и откладывать деньги в Пенсионный фонд — нулевая.
  • Низкий старт. 50% детей не получают от своей родни ничего — они начинают жизнь с полного нуля. Ситуация стала лучше — век назад таких было 90%. Но как создать возможности для тех, у кого нет ничего для старта?
  • Несправедливая оплата. Оплата квалифицированного труда все больше разнится: в финансовой компании молодой человек может получать в 10 раз больше, чем медсестра.
  • Гендерное неравенство. Как только девушка рожает первого ребенка, во многих случаях ее карьере — научной или рабочей — приходит конец.

Что предлагает Еврокомиссия?


Для уязвимых категорий молодых людей категории Еврокомиссия предлагает с этого года суперинициативу Alma (Aim, Learn, Master, Achieve) — молодые люди из уязвимых групп (инвалидность, малообеспеченность, длительная безработица, недостаточная успеваемость в школе, слабые профессиональные навыки, миграционное прошлое) получат возможность обучения и работы за рубежом под руководством опытного ментора супервизию в рабочем опыте за рубежом.

Также в этом году свое 35-летие отметила образовательная программа Erasmus+, в которой возможность учебы за рубежом по обмену воспользовались 12 миллионов европейских студентов. В прошлом году был запущен новый цикл программы на 2021-2027 год с бюджетом в 28 миллиардов евро больше, чем в 2014-2020 годах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!