Несмотря на то, что оборот розничной торговли уменьшается, надеяться на то, что рост цен на прилавках магазинов существенно замедлится, было бы преждевременно. После того, как в отдельные месяцы прошлых лет годовые показатели роста розничной торговли достигли границы 30%, в январе этого года наблюдалось не только уменьшение, но даже падение темпов роста.
По данным Центрального статистического управления, в январе оборот розничной торговли, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшился на 0,7%. При этом, по сравнению с предыдущим месяцем, оборот уменьшился на 1,5%. Сегодняшняя тенденция, направленная на уменьшение в секторе розничной торговли, конечно, рассматривается в контексте неугомонной инфляции и уменьшения доступности кредитов в коммерческих банках Латвии.

Тот факт, что в январе, по сравнению с декабрем, оборот упал, не является чем-то особенным, так как в связи с зимними праздниками в последний месяц года обороты торговли традиционно выше, чем в другие месяцы. Другое дело — уменьшение годовых показателей. С одной стороны, теоретически в секторе торговли может наметиться негативная тенденция, но с другой стороны, этот сектор продолжал достаточно стабильно расти уже с 1990-х годов, поэтому ничтожное снижение не является чем-то особенным.

Отдельные экономисты высказали мнение, что уменьшение оборота торговли может вынудить магазины снизить цены. Возможности роста цен исчерпаны, и покупатели, очевидно, стали более разборчивыми. Если цены продолжат расти, ни производители, ни торговцы от этого не выиграют, отметила в комментарии агентству LETA экономист Райта Карните. Возможности роста цен не только исчерпаны, но и превышены. Вероятно, покупатели сказали: "Шли бы вы со своими ценами! Мы покупаем более дешевые товары и становимся более придирчивыми", — описывает психологию потребителей Карните, отмечая, что рост цен и падение оборота одновременно означают, что цена стала влиять на покупателей и ограничивать их выбор.

С Карните можно согласиться, но, к сожалению, лишь частично. Во многих странах эта схема действительно работала бы на полных оборотах. Но только не в Латвии, упрямо продолжающей жить по своей "уникальной" экономической модели, которая предполагает высокую рентабельность корпораций, оставляя потребителя в роли "пасынка". На самом деле, очень сложно ответить на вопрос, почему этот экономический феномен оказался у нас столь жизнеспособным. К тому же, здесь не всегда "давят" на увеличение оборота, но стараются получить максимальную прибыль даже в том случае, если это постепенно может привести к исчерпанию будущих возможностей для бизнеса предприятия.

Это заставляет предположить, что о стабильном падении цен мы можем только мечтать. Общий оборот розничной торговли уменьшился только в сравнительных ценах. Это означает, что снизился лишь физический объем продаж. В реальном денежном выражении общий оборот розничной торговли вырос за счет инфляции. Можно предположить, что вырос и общий объем прибыли сектора розничной торговли и коэффициент рентабельности. По этой причине маловероятно, что, например, те, кто торгует товарами широкого потребления, особенно продуктами питания, захотят что-то менять. Хлеб, молоко и мясо для потребителей — товарами стратегического значения. Вряд ли торговцы ощутимо снизят цены на эти продукты только из-за того, что немного снизился объем продаж в физических единицах.

Наценки могут снизиться лишь в том случае, если торговцы почувствуют снижение прибыли и поймут, что ее рост зависит только от того, сколько товара удалось продать. К сожалению, в ближайшее время нет оснований ожидать чего-то подобного с сегментах товаров широкого потребления. Тем более, что постоянное подорожание энергоресурсов может направить все в противоположном направлении. В стране, где инфляция только растет, увеличить цены постарается каждый, потому что для одних это — дополнительная прибыль, а для других — вопрос выживания.

Перевод с латышского DELFI

Mārtiņš Apinis: Uz cenu bremzēšanos cerēt ir pāragri

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!