"Мы за один Китай!" Это были первые слова Валдиса Затлерса, произнесенные им в качестве президента страны — позиция есть, а вот вразумительного объяснения, почему Латвия выступает против свободного Тибета, не наблюдается.

Чем Тибет и Тайвань радикально отличаются от Косово? На этот вопрос местные дипломаты вразумительного ответа пока не придумали. Зато они выдвинули и весьма активно популяризируют наивный тезис о том, что большой спорт не имеет никакого отношения к большой политике. Именно поэтому Валдис Затлерс и премьер Иварс Годманис не видят ничего зазорного в том, чтобы принять
участие
в церемонии открытия Олимпийских игр, проходящих на территории страны, где
правит
коммунистический (!) тоталитарный (!) режим, осуществляющий в Тибете политику чисток и "китаизации". Ну и совсем уж непосредственно на этом фоне выглядят
высказывания
министра иностранных дел Мариса Риекстиньша о том, что "следует с пониманием отнестись к сложным процессам реформ в китайском обществе". Где-то мы это уже проходили, не так ли?

Логику МИДа уловить довольно нелегко. Получается, что Тибет, Южная Осетия, Абхазия или Преднестровье права на независимость не имеют, зато Косово — без проблем. То же самое, кстати, касается и проблемы геноцида. Как известно, Сейм недавно признал геноцидом Голодомор на Украине, но не делает этого, например, в отношении турецких репрессий в Армении. Называйте такую позицию как хотите — "политикой двойных стандартов", "реальной политикой", "тактикой ведомого" (ведущего, соответственно, нужно искать среди "союзников"), смысл остается тем же: Тибет переживает сейчас тот же период истории, что и Латвия полвека назад. Но позиция Латвии одозначна: процессы сложные, Китай один.

На самом деле, иначе и быть не могло. В международной политике мирно уживаются "право народов на самоопределение" и "принцип уважения территориальной целостности". Поэтому поддерживают Тибет разве что гражданские активисты. В понедельник несколько известных врачей и общественников намерены создать неправительственную организацию, которая будет выступать в поддержку малых народов.

Всем остальным судьба Далай-Ламы глубоко безразлична. Зато небезразлично, будут ли китайские товары на латвийском рынке такими же дешевыми, как и раньше; удастся ли привлечь китайский транизит, и будет ли новый мировой лидер благосклонен к Латвии в целом. Так что позицию Риги в вопросе Тибета можно считать весьма прагматичной — хотя и, наверное, циничной. А "два Китая" на повестке дня в Латвии могут возникнуть разве что тогда, когда в Тибете и в самом деле обнаружатся инопланетяне, Шамбала или что-то в этом духе…

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !