Если кто не знает, официально европейские структурные фонды — это средства, выделяемые на поддержку беднейших стран ЕС и интеграцию их инфраструктуры (в первую очередь — транспортной) в общеевропейскую. У нашего Минфина есть такой сайт — esfondi.lv. Там про эти фонды очень все хорошо расписано — как выделяют деньги, сколько их осталось, какие планы на будущее, и т.д. Рекомендую ознакомиться в свободное время. Так вот: c 2007 по 2013 год нам доступно 3.2 миллиарда латов, из них 1.5 миллиарда уже освоено. Мысль разумная: надо распорядиться остатками с максимальной пользой.
Совсем недавно Диана Лайпниеце, председатель правления Латвийского Клуба экспортеров и инвесторов написала совершенно замечательную статью "План Маршалла для экономики Латвии", где не только подала прорывные бизнес-идеи вроде "нужно купить удочку, а не рыбу", "нужно нанимать профессионалов" и т.п., но и сообщила следующее про еврофонды:
Осталось еще 1,5 млрд. латов. Эти огромные средства структурных фондов предусмотрены, чтобы Латвия модернизировала свою экономику и из бедной родственницы превратилась в страну, которая в состоянии себя обеспечить.
На самом деле, средства всех трех еврофондов жестко привязаны к конкретным направлениям. Более того: даже не освоенные средства уже разделены Минфином на множество разных программ. И к модернизации экономики они имеют отношение крайне отдаленное — можете убедиться сами. Я очень сомневаюсь, что госпожа Лайпниеце этого не знает — но вот зачем-то пишет такие вещи. Вообще, в одном можно не сомневаться: в кризисных условиях будут рассказываться такие сказки, что те, которые нам рассказывали до вступления в ЕС, покажутся святой правдой. Можно запасаться попкорном.
Ну ладно, допустим невообразимое: все полтора миллиарда можно будет потратить на модернизацию экономики. На легендарную Латвийскую Nokia. Давайте помечтаем, мы же это любим. Полтора миллиарда латов — это много или мало? Для какой-нибудь бабушки из Талсы это, конечно, громадная сумма, просто невообразимая. Но в масштабах страны, даже такой маленькой, как Латвия, это гроши. Деньги на карманные расходы. Мы на Южный Мост потратим 600 миллионов. Что мы сможем всерьез "модернизовать" на сумму, в три раза большую? Какое конкурентноспособное производство сможем запустить? Высокие технологии? Вы представляете себе, сколько стоит построить и запустить завод по, допустим, производству оптоволоконных кабелей? Нанотехнологических трубок? Биотехнологий? Да просто завод по сборке автомобилей? Очень дорого. А учитывая латвийский опыт по части налаживания производства, на полтора миллиарда у нас построят говорящую нано-будку для Музея Оккупации, и много домов для ответственных партработников.
Кроме того, в условиях кризиса старые члены ЕС будут поддерживать технологичное производство только у себя. Им вообще сейчас будет не до Латвии, да и конкуренты им не нужны. Так что в ближайшее время никаких вредных крупных предприятий здесь не появится — можно не бояться за экологию. Да и не планировались они никогда. Лучшее подтверждение этому можно найти в недавнем интервью Иветы Шулцы (главы представительства Еврокомиссии в Латвии) на тему того, помогает ли ЕС развивать промышленность в Латвии. Если убрать идеологию и манипуляции, из которых в основном и состоят ответы госпожи Шулцы, то останется следующее: ЕС выделял и выделяет деньги на "бизнес-инкубаторы", "маркетинговые исследования" и тому подобные программы. Создание и развитие промышленности — это личная забота каждого члена ЕС, и на это денег в еврофондах нет.
Тогда — иностранные инвестиции? Вот, если честно: сколько бы вы, будучи инвестором, дали такой стране, как наша, на создание и развитие производства (особенно сейчас)? Стране с вороватым правительством, непредсказуемо меняющимся законодательством, и народом, молча поддерживающим все, что угодно? Лично я не дал бы и гроша.
Зато за счет еврофондов можно запустить различные образовательные программы. Это правда, денег выделялось и выделяется достаточно. Но чему учить будущих специалистов — так, чтобы они после выпуска остались работать на благо родины (иначе это не инвестиции, а растрата)? Да чтобы еще и реально были нужны стране? Специалистов по "абстрактному управлению" и "проектам", которые за вполне европейские гонорары выдают революционные идеи вроде "нам нужно удочку, а не рыбу", у нас и так навалом. Кроме того, время, когда можно было легко получить реальные деньги под абстрактные проекты, прошло. Даже у "особо приближенных" людей конкуренция обострилась невероятно.
На самом деле надо сделать образование не хорошим, а очень плохим. И это очень просто, тут даже делать ничего не надо. Специалисты, да и вообще думающие люди нам не нужны — они быстро уедут. Кроме того, невидимая рука рынка уже давно указала нам основные направления: транзит, отмывание денег, туризм и сельское хозяйство. По большому счету, демократической Латвии понадобятся исполнительные работники, которые будут знать только основы математики, а также будут правильно подкованы в плане идеологии (которой в свободной Латвии нет): будут знать про светозарную демократию и тоталитарный ад СССР. Такие точно никуда не уедут — потому, что просто никому не понадобятся. В подготовке таких работников мы и без еврофондов обойдемся. Но деньги, конечно, освоим — до последнего цента. Тут сомнений нет.