Foto: LETA
В поисках возможностей консолидации бюджета последним, что еще не было достаточно урезано, являются пенсии. Главный аргумент "урезальщников" — зарплату всем сократили, а пенсии — нет. Давай те же пересечем и эту (последнюю) красную линию!

Аргумент звучит так: в "жирные" годы многие получали "жирные" зарплаты и сейчас из них получились "жирные", "дутые" пенсии. Сторонники этого мнения умалчивают, что с "жирных" зарплат, очевидно, платились "жирные" налоги, ведь иначе нельзя было получить и "жирные" пенсии. Те, кто получали зарплату в конверте и в результате кризиса потеряли работу, сейчас требуют "солидарности".

Но больше всего меня удивляет, что громче всех "урезания" пенсий требуют экономисты и финансисты. Мне кажется, мои уважаемые коллеги путают две принципиальные вещи — денежный поток и денежные накопления. Пенсия лишь технически кажется таким же доходом, как текущая зарплата или другие доходы. На самом деле, пенсии — это накопления, которые пенсионеры сделали за долгие годы труда и начали тратить после завершения активной работы. В 12-й статье Закона о пенсиях четко сказано, что возрастная пенсия вычисляется по формуле:

P = K/G,

где Р — годовая пенсия, 1/12 которой — месячная пенсия; К — пенсионный капитал застрахованного лица, который образуют сумма социальных взносов на личном счете и ежегодный рост капитала.

Из вышеупомянутой статьи ясно следует, что ежемесячная возрастная пенсия не является доходом лица (пенсионера) в традиционном понимании. Она также не имеет никакого отношения к госбюджету. Это платежи с индивидуального счета пенсионера, содержимое и размер которого образует накопленное им имущество, то есть капитал. Если пенсионер продолжает работать и платить социальные взносы вместе с работодателем, этот капитал и ежемесячная пенсия соответственно возрастают.

Поэтому сокращение пенсий не означает просто сокращение доходов какой-то группы жителей. Надо подчеркнуть: пенсия — не доход, а капитализированное накопление на старость, которое потребляется. По сути сокращение возрастных пенсий означается принудительное лишение заработанных накоплений, изъятие части собственности. Между прочим, подоходный налог с населения, который платят со своих пенсий и пенсионеры, в действительности тоже является реквизицией накоплений, так как с предыдущих доходов уже были уплачены и социальный налог, и ПНН. Получается, что прошлые доходы еще раз облагаются ПНН. Хотя такая практика используется и в других странах, с точки зрения экономической и социальной справедливости, это необоснованно и некорректно. Но это отдельный разговор.

Если исходить из логики реквизиции, надо сократить также, например, доходы с денежных накоплений населения на банковских счетах ("похоронные" деньги) и направить их на консолидацию бюджета. Почему бы нет? Разве это "красная линия"? По сути так и происходит, так как с процентов сейчас все равно приходится платить подоходный налог, хотя и в меньшем размере. Но депозиты — это ничто иное как накопленные доходы, с которых ПНН уже уплачен.

Если все-таки окажется, что даже при сокращении пенсии (реквизиции пенсионных накоплений) не получается консолидировать бюджет, что вполне вероятно, мы можем нарушить и другие "красные линии". Почему бы не обойти дома населения и не проверить пристройки, погреба и чердаки? У хороших хозяев наверняка найдутся банки с вареньем, мешок закупленной осенью картошки или ведерко кислой капусты. Все это можно немного "сократить", снова пустить в продажу через государственную торговую сеть, а доходы консолидировать в бюджете.

Абсурдно? По сути это то же самое, что сокращение пенсий, которое сейчас широко обсуждается.

Пенсионеры, как старшее поколение, помнят начало большевистской оккупации, когда реквизиторы с винтовками обходили крестьянские дворы, опустошая сараи, амбары и хлева, "консолидируя" все движимое и недвижимое имущество для колхозов и других нужд государства, идущего путем коммунизма. Самые усердные, экономные и зажиточные (кулаки, эксплуататоры) часто страдали больше всех. Им не удавалось сохранить не только накопленное имущество, но и собственную жизнь.

Нет оснований обвинять сторонников "консолидации" пенсий в том, что они поддерживают идеологию преступного режима большевиков, чего не скажешь о рецидиве практической политики этого режима. Поэтому не стоит пересекать хотя бы некоторые "красные линии", если мы не хотим войти в новейшую историю из-за возвращения к насильственным методам "красных". Наболевшие экономические и социальные проблемы надо решать не за счет лишения собственности. Надо искать, как заработать, или же честно признаться международным кредиторам, что мы не в состоянии сбалансировать бюджет в необходимом объеме, сохраняя цивилизованность и не нарушая право жителей на собственность.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!