vladimirs buzajevs pctvl
Fоtо: LETA
8 декабря повестка дня Сейма была настолько насыщена, что почти незамеченным осталось принятие поправок к Закону о государственных пенсиях.

Хотя слуги народа своими действиями (и в особенности бездействием) у некоторых многое отняли, некоторым многое сохранили, а выработку формулировки того, как прижать всех остальных, делегировали правительству, и срок ему назначили.

В результате пенсии в среднем будут снижены на 30% а правительство получило карт-бланш на повышение пенсионного возраста. Но все это касается, к счастью, не совокупности нынешних пенсионеров, а лишь того их молодого пополнения, которое обретет право на пенсию с 1 января 2012 года.

Дьявол кроется в деталях

В феврале 2009 года я имел честь выиграть у Латвии процесс по пенсиям неграждан в Большой палате Европейского суда по правам человека. За 9 лет рассмотрения дела Кабинет министров несколько раз собирался на закрытые заседания, чтобы утвердить различные пояснения суду от имени правительства. Так вот, в одном из таких пояснений с полной серьезностью утверждалось, что латвийская страховая пенсионная система является одной из самых передовых в мире. В действительности и система у нас страховая лишь на 30%, и действующий уже 16 лет пенсионный закон оказался настолько неприспособленным к реальности, что при наличии 40 основных статей оброс 60 пунктами переходных правил.

Драматизм ситуации 8 декабря состоял в том, что действие защищающих интересы пенсионеров шести пунктов переходных правил с 1 января 2012 года заканчивалось, а одного пункта, эти интересы ущемляющего, — как раз не заканчивалось. Так что правительству оставалось просто спокойно считать остающиеся до Рождества дни, предвкушая изрядную экономию бюджета будущего года.

Тревогу забило лишь Министерство благосостояния, нашедшее общий язык с находящейся в руках оппозиции социальной комиссией Сейма. В результате и был подготовлен законопроект, в котором были пересмотрены сроки действия трех пунктов переходных правил из семи.

А именно — на два года продлено право досрочного (с 60 лет) выхода на пенсию для лиц с общим стажем не менее 30 лет, но с выплатой лишь половины расчетной пенсии и без права работы (п.29 переходных правил). Кроме того, на тот же срок продлено право выхода на пенсию на льготных условиях (то есть, тоже досрочное) для лиц, определенное время занятых на тяжелых и вредных работах (п.9). И, наконец, продлен срок действия п.33 переходных правил, гарантирующий для лиц с общим стажем не менее 30 лет льготные правила расчета начального пенсионного капитала.

Чтобы разъяснить суть последнего подарка будущим пенсионерам, следует отметить, что величина пенсии складывается из трех частей: накопленный с 1 января 1996 года на личном счету каждого жителя страховой капитал, начальный капитал за труд в достраховой период, надбавка к пенсии — по 70 сантимов за каждый достраховой год.

Для пенсионера, выходящего на пенсию в 2011 году и получавшего среднюю по стране зарплату, страховая часть пенсии составляет лишь 30% от ее общей суммы; надбавка, прямо пропорциональная величине дострахового стажа, — 9%; а пенсия за начальный капитал — 61%. В свою очередь величина начального капитала пропорциональна трудовому стажу до 1 января 1996 года и средней зарплате человека за период с 1996 по 1999 год.

Если он в этот период был безработным, то 60% его пенсии (с некоторыми нюансами, изложенными в п.п. 13 и 34 переходных правил) сгорает.
Пункт 33 переходных правил, который Сейм на два ближайших года решил сохранить, спасает от этой участи тех лиц, у кого общий стаж больше 30 лет, заменяя в расчетной формуле реальную зарплату человека за 4 начальных года на среднюю по стране. Этот судьбоносный пункт был применен к 2/3 лиц, вышедших на пенсию за 9 первых месяцев 2011 года.

К сожалению, приказали долго жить другие три пункта переходных правил. Во-первых, новым пенсионерам не будут больше присуждать надбавку (п.41 переходных правил), т.е. пенсия при прочих равных условиях у них уже будет ниже на 9%, чем у пенсионеров 2012 года.

Во-вторых, утрачивает силу п.34 переходных правил, гарантирующий т.н. минимальные пенсии. В результате для некоторых новых пенсионеров, стаж у которых менее 30 лет, пенсия может сократиться на 30% по сравнению с таковой у их более старших собратьев.

Оба этих пункта должны были прекратить действие уже давно, но благодаря бдительности автора, инициировавшего еще в депутатском качестве в декабре 2009 года поправки к правительственному бюджетному пакету, просуществовали еще два года.

И, наконец, прекращает действие п.48 переходных правил, позволяющий лицам, профессии которых упомянуты в списках вредных профессий 1 и 2, подписанных в 1956 году еще Булганиным, выйти на пенсию на 5 лет раньше, чем упомянуто в сохранившемся (см. выше) п.9 переходных правил. В результате у мужчин почти не остается (за исключением лиц, работающих в особо тяжелых условиях или воспитавших пятерых и более детей) возможностей досрочного выхода на пенсию. А вот у представительниц слабого пола, отличившихся в освоении вредных профессий, все еще впереди.

Индексация и актуализация

В законопроекте остался нетронутым п.15 переходных правил, замораживающий индексацию уже назначенных пенсий как минимум до 1 января 2014 года.
Интересно, что ни от одного депутата ко второму чтению законопроекта не поступило ни одной поправки. А перед выборами, и даже после, при формировании правительства, столько шума было вокруг возобновления индексации пенсий с 1 января 2012 года! Уже "оккупацию" все признали, а индексацию партия "социал-демократической ориентации" по-прежнему считала своим Сталинградом. И вот тихо сдали без боя этот Сталинград. Правда, и те три пункта переходных правил, что удалось сохранить против воли правительства, дорогого стоят, а политика — искусство возможного.

А вот актуализацию пенсионного капитала с кризисными отрицательными индексами никто отменять не собирается. Без высшей вузовской математики тут не разберешься, но индексы капитала, достигшие максимума в 2009 году, в посткризисный период существенно уменьшились. Поэтому у лиц, выходящих на пенсию в 2011 году, пенсии назначаются в среднем на 23%, а в 2012-м (с учетом отмены надбавки) — на 30% меньше, чем в 2009 году. И опять — тишина. Хотя когда в 2009 году сняли 10% с уже назначенных пенсий, скандал получился первостатейный.

Поправки все же были

Законопроект должен был быть принят еще 1 декабря, но неожиданно был отозван по предложению правящей коалиции. Правительство в этот период подало к законопроекту поправку, предусматривающую постепенное повышение пенсионного возраста не с 2016-го (как ранее планировалось), а уже с 2014 года. Но затем в предложении якобы обнаружились технические ошибки, и его отозвали.

Вместо правительственного предложения появилось предложение ответственной комиссии, обязывающее правительство до 1 мая 2012 года подать в Сейм законопроект, "способствующий долговременной стабилизации пенсионной системы", в т.ч.:

  • повышению пенсионного возраста (сейчас — 62, будет, видимо, 65);
  • увеличению минимального страхового стажа (сейчас -10, будет 15);
  • бессрочному сохранению права выхода на пенсию досрочно (сейчас — продлено на два года).

Интересно, что поправка эта была без дебатов поддержана 94 голосами при одном (!) воздержавшемся. Вот тебе, бабушка, и дискуссия в обществе о необходимости повышения пенсионного возраста.

Кроме описанной, к законопроекту было подано еще две поправки.

Одна принадлежала омбудсмену и требовала засчитывать при расчете пенсии по инвалидности страховой стаж, накопленный в 1998-2002 годах. Комиссия ее отклонила, а Сейм минимальным большинством голосов поддержал. Требование от депутатов правящей коалиции переголосовать поддержки большинства не получило.

Последняя поправка принадлежала Юридическому бюро — исключить из одного места закона словосочетание "Латвийская Республика". И то правда, ибо и без названия ясно, что Латвия — уникальная страна, где и четырехкратное повышение языковых штрафов, и повышение пенсионного возраста принимаются парламентом единогласно.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !