Фото: Reuters/Scanpix
Сразу прошу извинения – это не издевка, а наименование вполне реальной венгерской – крайне националистической партии "За лучшую Венгрию".

Название ее звучит по-венгерски как Jobbik Magyarországért Mozgalom, а вначале его стоит акроним – читаемое как единое слово сокращение – от Jobboldali Ifjúsági Közösség, с игрой слов: «йобб» (jobb) в венгерском языке имеет два значения – «лучший» и «правый». На выборах 2010 года партия успешно преодолела пятипроцентный барьер и вошла в национальный парламент, получив 47 мест из 386-ти. 26 мест было получено по территориальным спискам, еще 21 место – по национальному списку.

С момента публикации статьи Андора Якоба подмывало посетить страну, в которой «хуже, чем у нас». И тут такая удача – приглашение на семинар в Будапешт прямо в День Дурака. Надо было ехать.

Чем больше знакомишься с венгерской действительностью, тем больше обнаруживаешь совпадений с действительностью латвийской:

1. И там и тут после кризиса 2008 экономика оказалась в тяжелейшей ситуации,

2. И тут и там государство вынуждено было обратиться к внешним заимствованиям

3. И там и тут государство режет социальные бюджеты, разоряет предприятия и поднимает налоги ( венгерский НДС с января 2012 = 27% )

4. И там, и тут одинаково не любят русских, считают результаты 2й мировой войны вопиющей несправедливостью, а какие либо отношения с Россией – «пережитком прошлого»

5. И там, и тут в парламенте представлены крайние националисты, на «проделки» которых находящиеся у власти умеренные националисты. В Венгрии это — коалиция ФИДЕС, которая завоевала две трети мест в парламенте, относятся в высшей степени толерантно и терпимо.

6. И тут, и там цветет и пахнет апартеид и сегрегация. Только в Венгрии на роль наших неграждан назначено полумиллионное цыганское население.

Кстати: «О цыганах заботятся — им предлагают заниматься физическим трудом в специально оборудованных местах, за пределами деревни, со специально оборудованными жилыми помещениями.» (Živě z Maďarska) — прочитал это и появилось чувство де-жа-вю: «Надо заставить их работать, строить заводы, чтобы не оставалось времени заниматься глупостями, ходить на пикеты вместе с Линдерманом» (Грутупс)

Одним словом «все как у людей» и там, и тут. Но что-то не припомню, чтобы «творчество» наших местных блюстителей электоральной чистоты вызывало не только порицание, а даже просто интерес у демократической и толерантной Европы.

И вдруг такой афронт на венгерском участке борьбы за основные либеральные ценности — член ООН с 1955-го, в ГАТТ (нынешний ВТО) с 1973-го, в МВФ и МБРР с 1982-го, в Совете Европы с 1991-го, в НАТО, в ЕС с 2004-го – страна, прописанная во всех табелях о рангах западной демократии как «своя в доску» для «содружества вокруг МВФ и ЕС», на наших глазах становится мальчиком для битья.

1. Министерство финансов Венгрии уже два раза подряд не сумело разместить на европейском рынке ценных бумаг свои свежие гособлигации. О серьезности ситуации говорят как ускорившаяся в первые же дни 2012 года девальвация национальной валюты, так и падающие котировки венгерских гособлигаций. Доходность по пяти- и десятилетним долговым обязательствам взлетела примерно до 10 с половиной процентов. Столь высокая процентная ставка говорит об очевидном нежелании международных инвесторов одалживать деньги государству, кредитный рейтинг которого агентства Moody’s и Standard & Poor’s в ноябре и декабре 2011 года снизили до «мусорного» уровня и снабдили его негативными прогнозами.

2. The Financial Times: «Премьер-министр Венгрии являет собой напоминание о знакомой траектории от экономического хаоса к политическому авторитаризму. С момента падения Берлинской стены у Евросоюза было два больших проекта: единая валюта и продвижение демократии на Восток. Евро сейчас серьезно зашатался, а Орбан дает мощный сигнал в отношении опасностей, угрожающих демократии».

3. Госдепартамент США: «Реформы Виктора Орбана резко сокращают демократические свободы в стране. ФИДЕС — Венгерский гражданский союз, лидером которого является премьер-министр В.Орбан, располагающий в парламенте большинством в две трети мест, — немедленно стал «националистической силой», уводящей от демократических ценностей, завоеванных более 20 лет назад после крушения коммунистического строя.»

Господи, да что ж стряслось такого в стране с населением менее 5% и площадью чуть больше 90 000 кв.км. А «стряслась» ни много, ни мало новая конституция и ряд любопытных законов, о которых стоит чуть подробнее:

«…Вступила в силу новая конституция Орбана, — ужасается The Financial Times. — Полная этнического национализма, она отдает амбициями однопартийного правления и обещает ограничение личных свобод».

В новом венгерском Основном законе сказано, что народ Венгрии объединяют «Бог и христианство». Заметьте – не банки и ЕС, не «демократические ценности», а вера во Христа. И это еще не все! Оказывается, брак в новой венгерской конституции трактуется как «союз мужчины и женщины»! Какой ужас! Педерастов и лесбиянок забыли! Конечно же иначе, чем ограничение свобод, это никак назвать не получается.

Но из-за этого одного «либерасты» конечно не возбудились бы. Читаем дальше информацию, любезно предоставленную Николаем Сергеевичем Леоновым:

1. Уже летом 2010 года новый венгерский премьер Виктор Орбан решительно порвал отношения с МВФ. Это выразилось в том, что он просто-напросто отказался выполнять требования фонда сокращать бюджетные расходы, делать беднее большинство населения своей страны и ввел, вопреки рекомендациям МВФ, дополнительный налог на банковский сектор, стремясь укрепить экономику за счет тех, кто на ней более всего наживается.

2. Было также изменено законодательство, регулирующее статус Центрального банка Венгрии. В МВФ и ЕС сразу увидели в этом попытку правительства Орбана подчинить венгерский Центробанк венгерскому же государству, лишив его тем самым пресловутой «независимости» — возможности проводить спекулятивные операции на финансовом рынке и возвышаться над всеми органами государственной власти своей страны.

3. Кроме этого, венгры приняли решение, чтобы национальный долг ни при каких обстоятельствах не превышал бы 50% от внутреннего валового продукта. Они договорились, что национальной валютой останется форинт, а переход на евро возможен только в случае соответствующего решения парламента большинством не менее двух третей от списочного состава депутатов.

4. Для гарантии интересов граждан в Венгрии ликвидированы все частные пенсионные фонды, а их средства переведены в государственную корпорацию.

5. Государство выделяет средства из бюджета на получение высшего образования, но студент должен подписать договор с государством, что он обязуется отработать в Венгрии два года за каждый год учебы. Это сделано, чтобы сохранить кадры от бегства за границу. Государство заботится о подготовке нужных для национальной экономики специалистов, а не пресловутых «менеджеров». Например, для подготовки юристов выделяется на всю страну только 200 стипендий, а экономистов — 250. Зато для инженерно-технических специальностей число стипендий составляет 8160, для врачей — 2800, педагогов — 1600, специалистов сельского хозяйства — 1300. Замысел государственных деятелей ясен и без комментариев.

Ну и риторика венгерских властей соответствующая… Вы можете представить что-либо подобное из уст наших типа националистов:

Выступая на митинге, посвященном революции 1848 года, В. Орбан заявил, что отныне «венгры не будут жить по указке иностранцев». Затем Орбан объявил своим многотысячным сторонникам, что венгры узнают «непрошенную помощь», даже когда она приходит в «дорогом костюме, а не в форме с погонами». Или лозунги собравшихся на митинге, один из которых гласил «Колонизация: 1956 — советские танки, 2012 — западные банки». Как бы комментируя написанное, сам Орбан торжественно пообещал: "Мы не будем колонией».

«Тяпа не хочет быть клоуном» — первое издание произведений известнейшего поэта, песенника Ильи Резника популярная книжка моего детства…

Вы как хотите, но действия венгерского правительства, абсолютно, повторяю, не симпатизирующего русским, мне лично внушают уважение. Венгрия не хочет быть колонией, — говорит венгерский премьер и делает конкретные шаги, чтобы не быть ею. И направления, имхо, выбраны абсолютно верные – ликвидация внешней зависимости, контроль над финансовыми потоками, образование.

Получится-не получится, ответ на этот вопрос зависит от множества «если», но во всяком случае звание националистов венгры могут носить заслуженно, чего не скажешь о наших доморощенных «йоббиках». Венгерская власть защищает венгров от агрессивной внешней среды. И это нормально.

А что делает наша, так рьяно декларирующая свою латышскость власть для латышей?

Как наши «типа латышские националисты» решают проблемы выживания нации (не будем про все население, пусть ответят хотя бы за титульное). Пока все их, облеченные властью усилия направлены исключительно и только на то, как половчее нагадить русским и России. Тут они преуспели.

А вот как только речь заходит о реальной защите реальных национальных интересов, тем более, когда эти интересы противоречат «линии партии», представленной у нас накрахмаленными ребятами из МВФ, наши «луши» и «вилки» превращаются в очаровательных хомячков, застывших в третьей коленно-локтевой позиции «чего изволите».

Именно поэтому наши «йоббики» гораздо лучше венгерских. Ни домбровскисы ни дзинтарсы, ни Единство, ни ВЛ никогда не позволят себе даже хмуро посмотреть в сторону своих спонсоров. И поэтому они, конечно же, не в пример симпатичнее, я бы даже сказал, практичнее, удобнее, и, конечно же, привлекательнее каких-то там венгров, что-то там верещащих о национальных венгерских интересах. Таких ручных националистов, как у нас, нет вообще нигде в мире. Мы хотя бы тут впереди планеты всей.

И именно поэтому нашим ура-патриотам простится (и прощается) любой каприз в обмен на внешнекредиторскую лояльность, которая выражается в ежедневном предательстве интересов своей, якобы так горячо любимой ими Родины и своего, якобы защищаемого ими народа.

И латышские националисты сливают латышей с таким энтузиазмом, что нас, нерукопожатных (по версии наших местных «йоббиков) инородцев, оторопь берет. Впору повторить слова известно киногероя, сказанные, правда, по совсем другому поводу: «Если они ТАК относятся к своим, как же они тогда относятся к врагам?»…

P.S. Не могу не поделиться смутными подозрениями, что радетели за все русское тоже борются очень избирательно. Сколько угодно – насчет табличек, этикеток, титров… а вот насчет того, что перед тем, как этикетку прочитать, ее на что-то купить надо. Насчет того, что многим из защищаемых ими субъектов уже просто, простите, жрать нечего – про это как то очень слабо… считай – никак… Зато сколько пыли вокруг формы. Одни за то, чтобы говорить по-русски, другие за то, чтобы говорить по-латышски.

Окститесь, за что боретесь? Скоро ни на том, ни на другом говорить будет просто некому...

Автор участвует в дискуссии на портале IMHOClub.lv.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !