Среди исследователей вакцин есть множество действительно талантливых людей, которые по разным причинам выступают против прививок. Как минимум 20% европейских врачей косвенно не поддерживают вакцинацию, а определенная часть выступает против нее весьма активно. Особенно гомеопаты, аллергологи, иммунологи.
В распоряжении борцов с прививками есть отличные клипы, влиятельная реклама. Против вакцин выступают известные музыканты, актеры, общественные лидеры. Если задать в GOOGLE поиск по слову "вакцинация", на первом плане будут сайты апологетов антипрививочного движения. Более того, на первой странице, которую выдает GOOGLE по "anti– vaccination", будут именно такие статьи. А если задать "pro–vaccation", то появляются статьи, также опровергающие сторонников прививок.
Откуда такой раскол? Почему защитники прививок так пассивны? А может, не правы ни радикальные апологеты прививок, ни их оппоненты?
Распространением и торговлей вакцинами занимаются производители и оптовики. Но в Латвии и других странах Европы они заинтересованы, в основном, в одном покупаете — государстве или государственном учреждении, контролирующем инфекции. Этот представитель государства является если не единственным, но определенно крупнейшим покупателем. Его выбор определяют профессионализм или мелкий меркантильный интерес. Зато производитель или оптовик, которому удалось продать свои прививки после их продажи более или менее теряет интерес к их дальнейшему продвижению.
Поэтому защитников прививок в Европе представляют торговцы, утратившие интерес и честолюбие, или бюрократы, реализовавшие финансовые интересы. Ни те, ни другие не готовы корректно и по-современному защищать необходимость вакцинации в общении с широкими народными массами. Более того, после заключения сделки торговца с государством ни одна из сторон не заинтересована в лишних расходах. В свою очередь профессионалы-врачи и специалисты по общественному здоровью не имеют достаточного финансирования, чтобы широко популяризировать прививки. Нередко у них нет и мотивации.
СМИ в Европе не публикуют тексты о необходимости прививаться. Эти тексты не содержат сенсаций, которых жаждет пресса. Зато пресса немедленно опишет и широко растиражирует единственное осложнение после вакцинации.
Популяризация вакцинации происходит методом copy paste. При этом в качестве аргументов используются устаревшие и неинтересные исследования. Даже если защитники прививок называют сообщения своих оппонентов мифами, в качестве опровержения предлагаются те же текстики copy paste.
Все истории о прививках начались с Эдварда Дженнера, который в 1796 году создал вакцину против оспы. Но оспа у человека XXI столетия никаких ассоциаций не вызывает. Графики и таблицы о том, как в середине XX века были побеждены разные болезни, тоже не затронут сердце молодой мамы, которая этих болезней никогда не видела.
Без вакцинации нельзя
Вакцинация — это один из главных и самых эффективных способов профилактики здоровья. В целом, это дешевле и выгоднее, чем лечение и реабилитация. Как для человека, так и для государства. В состав вакцины входит активное вещество, которое, формируя антитела, вызывает ответную реакцию иммунной системы (но не болезнь). Сталкиваясь с агентом конкретной инфекции, антитела его нейтрализуют. Каждая вакцина предусмотрена для конкретной болезни. Состав отличается. Он лучше всего подходит для борьбы с возбудителем конкретной инфекции.
Главная проблема последних лет в Латвии и Европе — резкое снижение охвата вакцинацией, особенно в отношении старых, традиционных инфекций (корь, краснуха, круп, дифтерия, туберкулез), что создает риск для коллективной безопасности.
Неадекватные, резкие действия с изменениями в планах вакцинации в Латвии и некоторых странах Европы привели к снижению охвата.
Латвия — яркий пример того, как делать не надо. Уточним — не Латвия, а Байба Розентале как министр в 2009-2010 году.
Процесс вакцинации — как большой корабль, который медленно плывет по океану. Если в календаре вакцинации нет изменений, к нему привыкают как медработники, так и жители, а охват вакцинацией растет из года в год. Невозможно резко развернуть этот корабль. Переход от одних вакцин к другим (например, к Пента и Секста), изменение календаря ведет к тому, что не только родители, но даже медики воспринимают перемены с трудом. Если за год в календаре происходит хотя бы два изменения, охват вакцинацией сокращается.
Байба Розентале пыталась одновременно ввести четыре (изначально — шесть) новые вакцины, изменив также весь календарь прививок, поставщиков и сами вакцины. Неподготовленные изменения были очень сложными и болезненными. В результате у части медиков и пациентов создалось впечатление, что широкие перемены связаны только с бизнес-интересами.
Во всей Европе среди медиков, а особенно в интернет-среде, изменения в календаре прививок сразу связываются с коррупцией должностных лиц, хотя обычно это вызвало логическим развитием. Хуже всего, если вакцины одной фирмы просто меняют на вакцины другой. Обычно это способствует мнению о коммерциализации прививок.
Учитывая миграцию, вакцинация давно стала проблемой не Латвии, а Европарламента. Жаль, что он пока этого не услышал.
В каждой стране Европы есть свой календарь вакцинации. Прививки и вся система сильно отличаются. Большой проблемой является миграция населения. Молодежь предпочитает работать в развитых странах, а рожать — на родине. Через несколько недель или месяцев после родов латышская мама отправляется в страну, где он работает, нередко прерывая процесс вакцинации ребенка или входя в совершенно другую систему прививок. К тому же, мать несколько раз меняет страны проживания.
Важной проблемой в этом плане является миграция цыган. Цыгане в Болгарии и Румынии отличаются самым низким охватом вакцинацией, но они более-менее свободно перемещаются по всей Европе. При снижении финансирования здравоохранения в 1990-е годы цыгане нередко исчезали с учета врачей первой помощи. А позже наверстать потерянное, особенно в плане вакцинации, почти невозможно.
Серьезные проблемы в Европе вызывают иммигранты из третьих стран, где вакцинация сомнительна. По дешевке можно купить документ, о том, что приезжий привит от всех известных инфекций. В отдельных странах Северной Африки вакцинация мальчиков намного выше, чем девочек. В бывшем Советском союзе тоже часто было легче выписать ложную справку, чем реально привить детей.
Большим ударом для вакцинации стала неудачная подача информации о птичьем и свином гриппе, а также крупные средства, вложенные в производство и закупку прививок против гриппа.
В результате во всей Европе возник скепсис по отношению к сезонной вакцинации, так как миллионы людей не отличают один грипп от другого, а в сознании оседает информация о том, что государства напрасно потратили миллиарды долларов. Будучи страстным сторонником вакцинации, я тоже советую людям прививаться от гриппа, только если их иммунитет существенно снижен.
Мой тезис для Европейской недели вакцинации в 2012 году — во всей Европе надо разработать и за 10-20 лет ввести единый календарь вакцинации. Это позволит избежать появления анклавов непривитых людей и увеличить охват вакцинацией. Общая стратегия и закупка вакцин позволит сэкономить средства. Напомню, что бюджеты здравоохранения стран ЕС отличаются. Некоторые страны экономят не только на здравоохранении в целом, но и на прививках.
Сначала такой общий календарь должен включать прививки от туберкулеза, дифтерии, столбняка, полиомиелита. Постепенно надо включить и другие вакцины. На общий европейский календарь распространяются те же правила — нельзя делать крупные изменения с несколькими вакцинами в течение одного года.
Новые министерства здравоохранения не должны нагнетать панику и вводить в заблуждение насчет отдельных инфекционных заболеваний, например, легионеллеза. Вместо этого надо работать над современной разъяснительной кампанией в поддержку прививок.
В Латвии, как и во всех странах Европы, надо включить в школьную программу широкое объяснение вакцин. Сегодняшние ученики средних школ — это завтрашние родители. Если они не получат достаточных знаний о вакцинации, они легко поддадутся агитации противников прививок.
Перевод DELFI