Рецепт победы очень прост: дать обществу не слишком сложное (может, и не совсем правдивое, но история и Бог простят!), но легко доступное, адекватное окружающей действительности, достоверно упакованное и побуждающее к действию объяснение тому, как мы на базе нынешней экономической, социальной и идейной разрухи сможем построить более-менее толково функционирующую Латвию. Нации как воздух нужны политики, которые осмелились бы сказать совсем простую вещь: да, наши гордо отшлифованные воздушные замки лежат в развалинах и уже никогда не будут возведены, но из этих обломков мы можем построить уютную баньку со спальней на чердаке, спутниковой антенной и полным погребом запасов на зиму.
Нам нужна толковая цель, к которой мы будем стремиться, и вера в то, что мы можем это сделать. В силах политиков и партий - вырвать нацию из дезориентации, самоуспокоенной безнадежности, глупой советской ностальгии и страха перед неясным будущим. Есть, конечно, важный нюанс: это видение нужно связать с реальным миром, в котором мы живем, и с неизбежностью которого мы уже кое-как смирились. С евростандартами и еврозоной, с неостановимой урбанизацией, с нашим лицемерием, с демографическим спадом и исчезающим пенсионным капиталом, со всегда более дешевой польской клубникой и более дорогими энергоресурсами, с вечным высокомерием московского или шведского королевства... Даже с интернетом, реальная скорость которого никогда не дотягивает до того, что обещается в буклете. Мы давно забыли о детских мечтах Атмоды о том, что "латвийское масло и бекон снова завоюют мир", и больше не верим в манну небесную, которая прольется на нас в качестве компенсации за исторические страдания. Знаете, сегодня даже знаменитая "тетка из Бауски", на мыслительные способности которой настроен пропагандистский аппарат всех латвийских партий, уже совсем другой человек. Не обязательно более умный, но точно не такой легковерный.
И все же латвийским партиям (и я должен всех их сложить в одну кучу, неважно, насколько они (не)правовые или (не)национальные) проще игнорировать реальность и бороться с ней. Политические нарциссы свято верят, что мы – по-прежнему толпа простофиль, которую легко обвести вокруг пальца (и, к сожалению, не без оснований: как же иначе объяснить то, что мы допускаем их к власти). Старая пластинка скрипит, игла перескакивает, но не кажется им изношенной. Скорее всего, среди предложенных идей снова будут только сказки про молочные реки и кисельные берега, которые появятся, если только мы изменим избирательную систему; присоединим Латвию к Вентспилсу; восстановим сахарные заводы (построим Даугавпилсскую ГЭС, Rail Baltic, экспоцентр, «латвийскую нокию» и т.д.) за средства бюджета; вырастим собственные бананы; заставим Россию компенсировать нанесенный советским режимом ущерб или Еврокомиссию – платить крестьянам субсидии по французскому тарифу... Внезапная и странная отставка министра юстиции порождает неприятные подозирения в том, что к рецептам счастья латвийского народа скоро добавится борьба с жидомасонами. С приближением муниципальных выборов мы увидим, захотят ли наши националисты заполучить лавры венгерской радикальной партии Jobbik.
Мы, граждане Латвии, сегодня – как «капрал новозеландской полевой артиллерии, маори, попавший в плен под Тобруком в Ливии», описанный Куртом Воннегутом в романе «Синяя Борода». В самом конце войны, когда немцы уже ушли, а союзники еще не подошли, он «сидит на пустом ящике из-под немецких боеприпасов. На всякий случай в ящике еще осталось три пули. Маори пытается читать газету. Подобрал газетный обрывок, принесенный ветром, который поднялся на рассвете. (..) Это клочок антисемитской еженедельной газеты, издававшейся в столице Латвии Риге во время немецкой оккупации этой маленькой страны. Газета полугодовой давности, в ней даются советы по уходу за садом и консервированию продуктов. Маори очень внимательно ее читает, пытаясь понять то, что все мы хотели бы понять: где он, что происходит и что будет дальше». От власти мы заслужили что-то большее, чем советы по садоводству...
Публикуется в сокращении (оригинал). Перевод DELFI