Народ им верит, а они знай карманы себе набивают. Кого ни выберешь – коррупция процветает.
Понятно, почему все это происходит. Выборы – вещь дорогостоящая. Чтобы конкурентов опередить, надо огромные деньги заплатить политтехнологам, прикормленным СМИ, разместить рекламу. Чтобы хорошо при этом выглядеть, необходим приличный офис с приветливыми сотрудниками. Чтобы за кандидатов в депутаты голосовали, это должны быть респектабельные люди, которые за словом в карман не полезут и что-что, а пыль в глаза пустить умеют. Таких на бирже труда не найти.
Но нанять команду – еще полдела. Народ ведь сам не знает толком, чего хочет. Что одному хорошо, другому – нож острый. Поэтому программа должна быть такая, чтобы всех устраивала – типа «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Тогда, конечно, проголосуют, но потом будут ворчать, потому что ждали чего-то более конкретного, а молочных рек с кисельными берегами как не было, так и нет. Значит, и в период между выборами надо за большие деньги через прирученные СМИ втолковывать избирателю, как ему повезло со своими вождями.
Где найти столько денег – не секрет. Источник известен, другого не найти. Залезать в бюджетный карман приходится часто и глубоко, грея себя мыслью, что другие делали бы это еще более нахально, а ты, приворовывая у народа, мешаешь таким образом придти к власти совсем плохим людям, которые будут воровать еще больше.
Поэтому ценна только власть. В оппозиции можно только «сидеть», а не плодотворно работать над законами. И действительно, несчастным, попавшим в эту самую оппозицию, приходится одалживать деньги на свое существование и рекламу под обещания придти к власти и ударной коррупцией все вернуть.
Выйти из этого заколдованного круга всей страной невозможно – смотри фразу, которой статья начата. Но есть довольно простой способ удовлетворить потребности хотя бы той небольшой части избирателей, которые точно знают, чего они хотят. Точнее – чего можно хотеть от политиков.
Разумный избиратель понимает, что его личное благосостояние мало связано с тем, кто и как правит страной. Воруют все примерно поровну – сколько могут унести безопасно для себя. Реформы в экономике – всегда палка о двух концах: могут удасться, а могут и провалиться. Иногда страна процветает при очевидных дураках у власти, а бывает, что яркий интеллектуал приводит ее к кризису. Куда надежнее в экономике рассчитывать на себя.
А вот что политики могут – отменить некоторые неприятные тебе законы и принять некоторые приятные. Если речь идет о расколотом по национальному признаку обществе, то конкретно: принять законы, удобные для своих сородичей. На это уж точно не требуется много денег, достаточно нажать на кнопку в зале пленарных заседаний. Мелочь, а приятно.
Так вот, надо создать Маленькую Честную Партию (МЧП). Ей не нужен ни роскошный офис, ни деньги на рекламу. Разговоры с владельцами газет и телеканалов целесообразно начинать фразой «Ты же знаешь, что у меня денег нет...» Зато надо создавать информационные поводы, и о тебе расскажут бесплатно. Например, замутить референдум о признании русского языка государственным или о предоставлении негражданам гражданства. Газеты напишут – им же надо про что-то писать, люди заметят.
Конечно, тягаться с признанными корифеями – назовем их условно Большой Беспринципной Партией (ББП) – нельзя, но провести в думу несколько человек можно. А много и не надо – не так просто найти людей, которые умеют быстро разобраться в самых далеких друг от друга вопросах, вести полемику на чужом языке, договариваться, переубеждать... И при этом довольствоваться скромной депутатской зарплатой.
Выборы прошли. ББП, как обычно, победила, и как обычно, ей не хватило мест для полного контроля над думой. Приходится искать партнера. Одним очень много надо, другие уж совсем не подходят идеологически, надо говорить с МЧП. Диалог разворачивается примерно так:
ББП (скептически) – Ну, и кого вы выдвинете в вице-мэры?
МЧП (скромно так) – А может, вам самим будет удобно этот пост занять?
ББП (сдерживая восторг) - В правлении порта одно место – ваше. Там зарплата неплохая, знаете?
МЧП (почти шепотом) - Да у нас как-то никого нет с опытом руководства портом... Вы уж выручите, поищите сами, пожалуйста!
ББП (с напускной суровостью) - Знаете, фракция у вас маленькая. Поэтому руководство более чем двумя комитетами из восьми мы вам не доверим!
МЧП (окончательно смутившись). - Это кабинет большой, секретарша, машина с шофером? Наверно, и костюм с галстуком носить придется? Нам бы как-то лучше без такой официальности...
ББП (искренне недоумевая) - Так какого рожна вам надо? Вы зачем в думу вообще пошли?
МЧП (с ответным удивлением) - У нас все в программе написано – улицу Дудаева переименовать, памятник Петру установить, на русском языке таблички повесить...
ББП (хлопая собеседника по плечу) - Это все мы запросто! Тем более, что улицу Дудаева мы прошлый созыв все собирались переименовать, руки так и не дошли. Только одно условие – не сразу. Пусть народ немного после выборов успокоится.
И вот проходит месяц-другой. Дума исправно печет решения. Подошло очень хлебное: построить несколько новых жилых домов. Дружественные телеканалы изо дня в день показывают несчастных, годами стоящих в очереди, и счастливых, которые целуют руки мэру, когда он им вручает ключ от новой квартиры. Строители потирают руки в ожидании выгодного заказа, откаты уплачены и распределены.
Но на пленарке возникает скандал: вечно недовольная оппозиция утверждает, что сметы завышены, а можно вообще не строить, но купить очередникам квартиры в микрорайонах – вдвое дешевле будет. И тут встает представитель МЧП и предлагает отложить вопрос на месяц для более полного изучения сметы и поиска альтернатив. Оппозиция радостно поддерживает идею, вопрос снимается.
В кулуарах разгорается скандал. ББП в гневе – да что вы себе позволяете, мы коалиция или кто, народ ждет новоселий. МЧП, смущаясь, возражает – да лучше месячишко еще пообсуждать, чем нас все ругать будут за завышенные сметы, мы же честные. Кстати, а может мы за этот месяц быстренько памятник Петру установим?
На заседании думы через месяц в повестке два проекта, вызывающих большой интерес прессы: установка памятника Петру и повторное утверждение плана строительства. Именно в таком порядке коалиция уверенно проводит оба решения. Интересно, что сметы оказались даже немного заниженными...
Так дума и работает все четыре года. Избиратель видит, что среда в городе изменилась – все больше официальной информации на русском, начиная с уличных табличек, можно подавать заявления на русском, и вам ответят на том же языке. При этом никаких переводчиков – чиновников, не владеющих великим и могучим, поувольняли. Ну и еще много всего – не буду же я сейчас программу для МЧП сочинять!
Поэтому он опять голосует за МЧП, хотя у той опять нет денег на предвыборную рекламу. И МЧП постепенно растет, и ставит новые задачи – в думе, в парламенте.
Вот такая политическая утопия. Ясно, что описанная ситуация не имеет ничего общего с нашей Латвией, где один государственный язык и никаких гвоздей! Не менее ясно, что ББП – образ собирательный, у нее нет и не может быть одного прототипа. А МЧП – наоборот, плод фантазии автора. Только, может быть, она все же появится? И даже прямо на ближайших выборах?