"Россия продолжит наращивать влияние в странах Балтии и особенно в Латвии", — просвещает и поучает депутатов уходящий с поста и награжденный орденом директор Бюро защиты Сатверсме Янис Кажоциньш.
По сути, это единственное, что уходящий на пенсию Кажоциньш в состоянии сказать на прощание о вечно подозрительном соседе. На самом деле бедняжке просто нечем похвастаться.
Его выдающиеся профессионалы не поймали ни одного русского шпиона, не разоблачили ни одного продавшегося русским с потрохами местного политика, не нашли ни одного потока и даже ручейка кремлевских финансов. Просто — нету. Они только болтали и получали зарплату.
По традиции эти неудачи можно было бы обоснованно связывать с откровенной слабостью наших официальных, хорошо оплачиваемых и, к счастью, защищенных государственной тайной стражей Сатверсме. Но только ли?
Конечно, желание Кремля охватить своим влиянием и скупить всю Латвию или как минимум ее низко павших сынов прочно вошло в массовое сознание. Это что-то вроде того, что солнце встает на востоке, а Домбровскису надо позволить работать.
Естественно, я не буду оспаривать общеизвестные истины. А тем, кто в этом так уверен, поведаю несколько общеизвестных фактов и потом попрошу их самих ответить на простой вопрос.
Факты таковы: за последние пару лет в Латвии действительно по дешевке (по крайней мере, с точки зрения глобального медиа-рынка) были доступны настолько значимые местные СМИ, что их объединение в одних руках за пару лет могло бы существенно изменить общественное мнение в желательном для владельца направлении.
Комплект из LNT и TV5 не обошелся бы дороже 15, хорошо, 20 миллионов латов, и хозяева были бы в восторге от такого покупателя. Весь концерн Diena без разговоров можно было купить за половину этой суммы или немного дороже. Издатели русских газет "Фенстер" и "Петит" были доступны значительно дешевле. Затем еще портал TVNET и более мелкие единицы для комплекта.
Как ни считай, но общая покупка стоила бы не более 50 миллионов латов. Такую же сумму можно было бы потратить на проедание в течение трех лет. Имеется ввиду покупка и/или создание востребованного массами содержания по совершенно демпинговым ценам или просто задаром. Хватило бы с лихвой.
Если посмотреть на смену владельцев СМИ в последние годы, совершенно ясно, что ни одно учреждение или кто-либо еще в Латвии не мог ни запретить, ни остановить такие сделки. Нашумевшие поправки о публикации владельцев СМИ оказались полной туфтой.
Итак, достаточно один раз вложить 100 миллионов латов, и покупатель получил бы информационную власть, которая прямо и жестко влияет на нашу политику, общественную мысль и все прочее. А такие деньги периодически позволяет себе профукать даже правительство не слишком большой и богатой Латвии. Что уж говорить о более состоятельном государстве, у которого имеется, например, нефть. И это была бы такая эффективная, огромная и подавляющая информационная власть, какой в Латвии еще не видели. Даже близко.
С такой информационной властью (два телевидения на обоих языках, почти все крупнейшие русские СМИ, крупнейший латышский медиа-концерн, один из крупнейших порталов) за пару лет шаг за шагом можно было бы убедить большинство населения (пусть и не всех) практически в чем угодно, что только взбредет в голову хозяину. Без вариантов.
Вопрос — почему этого не случилось? Почему этот Кремль, так мечтающий "мягко захватить" Латвию, не наскреб жалкие 100 миллионов, чтобы без лишнего шума за пару лет постепенно получить существенную часть реальной власти в Латвии? Почему вместо этого Кремль даже позволил вылететь в трубу одной из русскоязычных газет, которая страстно отстаивала его интересы (по крайней мере, если вспомнить все того, что в последние годы утверждали Кажоциньш и Ко)?
Варианты ответа выбирайте сами.
Первый — потому что у Кремля просто нет таких невообразимых и сказочно гигантских денег, на которые даже нельзя купить и оттюнинговать один приличный британский футбольный клуб.
Второй — потому что Кремль — просто глупый, ведь все эти бывшие чекисты вроде Путина на самом деле ничего не понимают в борьбе за влияние и реальную власть.
Третье — потому что Кремль просто не осмелился посягнуть на суверенитет столь суровой и несгибаемой Латвии, а еще Кремль боится профессионалов, воспитанных господином Кажоциньшем.
Четвертое — извините, но Кремлю это просто не нужно.
Перевод DELFI. Оригинал здесь