Сегодня журнал Kapitāls опубликует очередной долгожданный "денежный рейтинг", в который входят 100 самых прибыльных и убыточных предпринимателей, а также сотня крупнейших получателей дивидендов.
Можем не сомневаться, что сразу после публикации списков зазвучат традиционно громкие голоса определенных лиц. Они будут орать по поводу своих традиционных тем — как о том, что представители определенных наций правят если не миром, то уж Латвией наверняка, так и о том, как ужасно совать нос в чужие кошельки.
Естественно, так же традиционно они не обременят себя, например, элементарным подсчетом "латышских", "русских" и "прочих" фамилий в новом выпуске журнала, чтобы на этом основании сделать достаточно ясные выводы.
Даже если сосчитать за них и сказать, что, например, в новой сотне получателей крупнейших дивидендов (то есть людей, которые забрали из своих предприятий сотни тысяч или даже миллионы прибыли, чтобы выплатить их себе любимым) имеется как минимум 54 очевидно латышских фамилии. Но вопли по поводу "хозяев Латвии" не утихнут. Кого интересуют цифры, когда просто хочется выкричаться?
Конечно, они будут скандировать и свою старую песню про то, насколько вообще неэтично что-либо считать в кошельках других людей. И какое им дело до того, что это всего лишь публично доступные данные Lursoft и Регистра предприятий. Не говоря уже о том, что именно такие списки реально показывают, что происходит с как бы очень важным национальным бизнесом нашей страны.
При этом все три сотни вместе со взлетами и падениями, прибыльными и убыточными отраслями, ветеранами, новичками и аутсайдерами четко показывают нечто, что действительно заслуживает если не воплей, то хотя бы живого интереса.
Если учесть, что я являюсь одним из создателей этих списков, с моей стороны было бы не слишком мило сказать, что все они неполные. Они довольно точно отражают общую картину, но есть получатели огромных прибылей и дивидендов, а также мегааутсайдеры, имен которых вы там не найдете.
И виноваты в этом не какие-то мориарти преступного мира, которые лезут из кожи вон, чтобы скрыть реальные доли собственности, прибыль и дивиденды, а правящие политики и их явные мотиваторы.
Знаете, что общего между офшоризированным вдоль и поперек придатком вентспилсских олигархов Ventbunkers, бесконечно позитивным флагманом латвийского экспорта Latvijas finieris и предприятием Cits medijs, которое выпускает ослепительный в своей борьбе за открытость (для других) журнал Ir?
Все три по своей сути — офшорные предприятия по первому и главному признаку: никто со стороны не знает, кому и в каких долях эти фирмы принадлежат и, выражаясь языком прокуратуры, кто является их истинным выгодоприобретателем.
У каждого из этих предприятий имеется своя специфика. Ventbunkers — это офшор на офшоре, Latvijas finieris всегда просто категорически отказывался представить список своих акционеров, вместо этого бубня что-то про национальное предпринимательство. А истинные хозяева журнала Ir, требующего от всех открытости и прозрачности, спрятались за "акциями категории А", обеспечивающими реальное влияние.
Но есть общая черта — никто кроме верхушки этих предприятий не имеет реальной возможности узнать, кому они принадлежат. Никто. Ни наши государственные мужи и чиновники, ни наши комичные полууголовные спецслужбы.
И таких примеров много. Статус любого акционерного общества в Латвии автоматически обеспечивает, что если только это не биржевое предприятие, то оно может хранить список акционеров у себя и… ну, естественно, в случае чего вносить в список, так сказать, необходимые изменения. И это уже много лет разрешают и допускают латвийские законы.
То, что в результате в списках получателей прибыли и неудачников не хватает некоторых имен и фамилий, это сущий пустяк. Рейтинги все равно интересные и поучительные, а для многих, быть может, даже шокирующие (ух, какие деньжищи!!!). Но в Латвии имеется почти 1000 акционерных обществ, которые обычно не относятся к мелким фирмам, а латвийские законы допускают, что государство совершенно не в курсе, кому они на самом деле принадлежат.
Сообщение LETA от 20 января 2012 года: "В ближайшие месяцы будет решено, появится ли и где именно централизованный регистр всех акционеров, сообщает Dienas Bizness. Уже началась борьба за то, кто будет держателем данного регистра — государство или частное предприятие. (…) По данным ООО Lursoft, в Латвии имеется 916 а/о, из которых на бирже котируется только 33. Регистр их акционеров ведет Латвийский Центральный депозитарий (LCD), и их акционеры известны. А про акционеров остальных 879 а/о никаких данных нет, хотя их общий оплаченный основной капитал достигает 4,23 млрд. латов, оплаченный основной капитал в среднем — 4,8 млн. латов, а общая сумма активов в среднем на одно а/о — 10 млн. латов, сообщает председатель правления LCD Индар Ашчукс…".
Вы слыхали что-нибудь про "решение в ближайшие месяцы"? Разумеется, нет. И не услышите. А как же иначе, если в этом вопросе интересы Лембергса полностью совпадают с такими же шкурными интересами Раудсепса-Озолиньша.
Перевод DELFI. Оригинал здесь