Полтора месяца назад общественность была взбудоражена известием, будто Rīgas satiksme закупает неимоверное количество троллейбусов по неимоверной цене - более миллиона евро за штуку. Вскоре выяснилось, что с ценой напутали из-за неточных формулировок городской пресс-службы. А цена троллейбусов оказалась "всего" 807 000 евро за машину - но и это вторая цена в Европе после зажиточной Болоньи.
163 сочленённых троллейбуса, оснащённых дизель-генератором и разнообразной электроникой, вплоть до алкометра для водителя, за 131,6 млн евро. Откуда взялась такая цена и зачем такое количество машин именно в такой комплектации, разобраться было практически невозможно. Сообщения прессы и интервью должностных лиц противоречили друг другу. Дошло до того, что из одного интервью Ушакова можно было понять - троллейбусы покупают потому, что закончили расплачиваться за прошлую покупку.
Дороговизну объясняли тем, что все троллейбусы сочленённые длиной 18 м, полностью кондиционированные, с дизель-генератором для автономного хода, алкометром для водителя, видеонаблюдением салона, информационной системой в салоне, GPS и системой подсчёта пассажиров. В добавок гарантия три года вместо двух и комплект запчастей на 150 тыс км пробега.
Не всё ясно и с конкурсом на поставку - условия были сформулированы так, что принять участие смог только один претендент, он же и победитель. Для остальных неподъёмным оказалось требование иметь годовой оборот 50 млн евро последние три года подряд. Таким нехитрым способом были отсеяны производители более дешёвой продукции. Наверняка и сама "Шкода" срезалась бы на этом пункте, если бы производила одни только троллейбусы, но тут ей повезло - она является крупным производителем трамваев, железнодорожных и метропоездов.
Поэтому для успокоения публики в начале июля в Портретном зале Думы устроили презентацию покупки для всех желающих - а я как раз желал. И, чтобы не задавать много вопросов, я первым делом предложил предоставить мне копию контракта для изучения. Логика моя была проста: обе стороны, подписавшие контракт, присутствовали на месте, так что если бы возражений не последовало, то копию я мог бы получить прямо в зале. Чешский представитель Петр Кашенчак выразился в том смысле, что коммерческими документами они в "Шкоде" разбрасываться не привыкли, но если рижская сторона не против — то и с его стороны проблем не возникнет.
Рижская сторона такой шкоды от представителя "Шкоды" не ожидала, поэтому в лице руководителя Rīgas satiksme Леона Бемхенса смогла лишь поклясться скурпулезно выполнять латвийское законодательство. Он, видимо, имел в виду статью 19 Коммерческого закона, где вводится понятие коммерческой тайны. Но, во-первых, там декларируется лишь право на такую тайну, коим можно либо воспользоваться, либо добровольно от него отказаться – что и сделал публично Кашенчак. Во-вторых, абсолютно непонятно, какая может быть коммерческая тайна у руководителя предприятия от хозяина этого же предприятия – а именно в таких отношениях находится Rīgas satiksme с Рижской думой и рижанами.
А мэр Ушаков предложил мне обратиться за разъяснениями в письменной форме и получить ответ в установленный срок, после чего быстро закрыл собрание. Полученным советом мэра я воспользовался и соответствующее письмо ему послал - но вот уже прошло больше месяца, а ответа всё нет.
А за этот месяц через коллег-журналистов удалось получить информацию из Софии. Оказывается, весной столица Болгарии закупила 50 абсолютно точно таких же троллейбусов 27Tr, тоже сочленённых и с дизель-генераторами, в точно такой же комплектации с несущественными отличиями - нет алкометра, видеонаблюдения и подсчёта пассажиров. Для GPS проложены провода, но приборы заказчик установит сам — видимо, болгары решили сэкономить.
Обошлись же эти точно такие же троллейбусы всего в 542 000 евро за машину, при том, что объём закупки у болгар в три раза меньше нашего - 50 единиц против 163. Перечисленные отличия в комплектации никак разницу в 265 000 евро оправдать не могут, красная им цена десять тысяч евро.
Есть, правда, отличие по запчастям - у нас их закупили на 150 тыс пробега, а болгары ограничились "минимальным комплектом". Но тут же выяснилось, что к трёхлетней гарантии у них приложена гарантия и на 150 тыс пробега. Вполне возможно, что тот "минимальный комплект" есть комплект расходных частей для гарантийного пробега - так же, как и у нас. Во всяком случае совпадения в цифрах настораживают, а разница в 265 тысяч слишком велика, чтобы её игнорировать.
Чтобы развеять все сомнения, нужно хотя бы изучить контракт. Разумеется, и копия контракта не панацея, не дураки его сочиняли. Но одно дело, если в контракте спрятана накрутка процентов в пять, это терпимо. Но накручивать половину стоимости - тут уже перебор. Хотелось бы ясности. Мне вовсе не хотелось бы вмешивать в это дело посторонних типа БПБК, прокуратуру или госконтроль. Поэтому я напишу повторное письмо Ушакову и надеюсь, что в этот раз ответ я получу.