По мнению "портовиков", доходы портов ни при каких обстоятельствах нельзя направлять на ремонт дорог, содержание больниц и повышение зарплат учителям. Все должно остаться так, как есть. А любой, кто рискнет покуситься на благосостояние отрасли, будет считаться "врагом государства".
Кому принадлежат порты?
Мы регулярно слышим, что золотым источником ресурсов Латвии являются ее леса, воды, земля и географическое расположение, выполняющее функцию "моста" между Западом и Востоком. Однако, наблюдая за происходящим в латвийских портах, невольно задаешься вопросом: а это богатство Латвии действительно принадлежит всем нам или только господам Логинову, Лейшкалнсу и Америксу?
Для сравнения: аналогичный пользователь государственных ресурсов предприятие "Latvijas valsts meži", обслуживая территории государственных лесов, ежегодно вносит в бюджет страны и отчисления с дивидендов, и подоходный налог с предприятия. Так же поступают и другие государственные компании, перечисляющие в казну 90% от своей прибыли.
Если бы правления крупных латвийских портов работали по принципу "Latvijas valsts meži", то только в прошлом году бюджет страны мог бы дополнительно получить 15 млн. латов. Подобный сбор точно бы не обанкротил порты Риги, Лиепаи и Вентспилса - общий объем латвийской отрасли транзитного бизнеса превышает 1 млрд. латов в год. Однако эти деньги могли быть потрачены на зарплаты учителям или содержание латвийских больниц.
Все равны, но есть равнее
Противники идеи сегодня не скупятся на слова. Один из аргументов, которым активно размахивают представители портов, гласит, что требование отчислять часть доходов портов в государственную кассу будет противоречить юридическим нормам. На самом деле это не так. Согласно действующей редакции закона, порты уже сейчас должны отчислять в бюджеты самоуправлений 10% от своих доходов. Так почему же нельзя переводить деньги и в государственный бюджет, учитывая, что порты используют и муниципальную, и государственную инфраструктуру?
Другой популярный довод "портовиков": порты никогда не смогут делиться доходами с обществом, потому что они являются учреждениями, а не обществом капитала. Хочется задать встречный вопрос: почему же другие учреждения, которые взимают пошлину за свои услуги, например, консульства или Земельная книга, до последнего сантима переводят все собранные доходы в государственный или муниципальный бюджет? Почему одно "учреждение" в Латвии должно быть равнее других?
Щедрые премии как гарант конкурентоспособности портов
По-человечески возмущение представителей портов можно понять. Щедрые премии, частная ложа в "Арене Рига", дорожки в бассейне, автомобили класса люкс — все эти приятные вещи, безусловно, делают жизнь десятков работников крупных портов ярче и интересней.
О масштабах процессов можно судить по итогам ревизии Госконтроля: только в период с 2009-го по 2011 год Рижский свободный порт необоснованно растратил 41 млн. латов. Этих денег хватило бы, чтоб повысить зарплаты учителям и врачам на 10-20%.
Чем мы хуже эстонцев?
И вот пока руководители крупных латвийских портов рвут на себе волосы, обзывая идею Партии реформ "глупой" и "подрывающей конкурентоспособность", наши эстонские соседи применяют подобную практику на протяжении многих лет. Порт Таллина вносит в общий кошелек страны и дивиденды, и налоги. Это позволяет государству получать доходы от принадлежащего ему предприятия, которое использует для своей деятельности государственную инфраструктуру. Такой механизм одновременно является отличным способом, как доказать, что руководство порта работает профессионально и нацелено на развитие порта и повышение его конкурентоспособности, а не просто думает о своем личном благосостоянии.
К сожалению, представители латвийских портов отказываются от внедрения эстонского опыта, видимо, сомневаясь, что смогут продемонстрировать достойные уважения показатели развития, за которые не будет стыдно перед обществом и соседями-конкурентами.
Делиться с обществом — это не налог
В ближайшие дни партнерам по коалиции будет передан на рассмотрение законопроект о введении отчислений в госбюджет за использование портовой инфраструктуры. Подчеркну: речь не идет о каком-то новом налоге! Мы говорим о том, что порты должны делиться с государством своими доходами точно так же, как сейчас они вносят часть доходов в бюджеты самоуправлений. Мы видим сильное сопротивление со стороны портов и их лоббистов. Но хочется верить, что другие политические силы, и особенно руководитель правительства, будут способны ответственно отнестись к вопросу и подумать об интересах сотен тысяч жителей Латвии, а не только о небольшой группе избранных работников портов.