Самое громкое внутриполитическое событие прошедшей недели — решение Национального объединения отозвать Яниса Борданса с поста министра. Каким бы шумным это ни было для СМИ и политической среды, это всего лишь очередное проявление проблем, с которыми VL-ТБ/ДННЛ нужно разобраться самостоятельно.
Во-первых. VL-ТБ/ДННЛ нужно находить кандидатов в министры среди своих. Это плохая практика, когда министр вступает в партию либо незадолго до выдвижения (бывшая министр культуры), либо обещает сделать это когда-нибудь в будущем (нынешняя министр культуры), либо дистанцируется, но параллельно принадлежит к другой группе (министр юстиции). В противном случае брожение неизбежно независимо от того, насколько хорошо работает министр. Объективно невозможно требовать от такого министра, чтобы он учитывал интересы по сути чужой ему структуры (партии). Для него точка отсчета — прежде всего руководимая им отрасль. Это вроде бы похвальное распределение приоритетов (можно привести в пример беспартийного министра земледелия), но конкретная партия заинтересована в том, чтобы найти кандидатов, которые одновременно достаточно квалифицированы для руководства отраслью и не воспринимают партию как неприятное "меньшее из зол".
Правда, тут возникает неудобный вопрос о партийных "скамейках запасных". Может оказаться, что они настолько короткие, что предложенная комбинация — "член партии — отраслевой профессионал" — попросту невозможна. В таком, прошу прощения за грубость, партии просто не надо лезть в отрасль, где возникает такая дилемма.
Во-вторых. Входящая в Нацобъединение Visu Latvijai! в свое время была известна сплоченностью и дисциплинированностью. При объединении "националов" и вхождении в структуры власти объединение стало крупнее и, соответственно, внутренне разнообразнее. Это даже не обвинение. Когда партии достигают определенных размеров и уровня деятельности, практически во всех появляются группы интересов и альтернативные центры влияния. Образно выражаясь, невозможно требовать от организации из 1000 человек такого же единства как от группы из 100 членов, но это не отменяет необходимость обрести внутреннюю ясность. Это также связано с неприятный вопросом о влиянии на объединение администраторов неплатежеспособности. А именно: можно смело утверждать, что это влияние на Нацобъединение как партию преувеличивается.
Но это не значит, что параллельно не существуют некие неформальные группы интересов, в том числе финансовых, которые не фигурируют в распорядке партийного руководства, а также — снова извините за грубость — в партийной "кассе". Как говорится, эдакие частные штучки. Для партии это опасно, ведь речь идет не о группах внутри организации, которые объединяло бы, к примеру, увлечение вязанием или баскетболом.
В-третьих. Похоже, VL-ТБ/ДННЛ не нравится, что политические конкуренты и критики называют их "партией одного вопроса". Можно поспорить, насколько такое обозначение компрометирует, но сейчас речь о том, что Нацобъединение как бы стесняется своих идеологических корней, несоответствия требованиям XXI века и т.д. Конечно, на уровне риторики "национальное" используется много и часто, бывают всплески активности (правда, не слишком успешные), которые должны напомнить о базовых ценностях Нацобъединения. Но, в целом, создается впечатление, что VL-ТБ/ДННЛ — одна из традиционных партий власти, лидеры которой когда-то вели себя ярко, но потом "образумились". Несомненно, у Нацобъединения есть заслуги в плане актуализации важных для общества тем и поиске практических решений (демография, вопросы госязыка и т.д.), но объединению стоило бы полноценно вернуться к кругу тем, которые иногда называются "современный национализм", "позитивный национализм", "Европа наций" и т.д. Потому что сейчас картина выглядит странно — по этим темам пытаются дискутировать отдельные представители интеллигенции, а лидеры VL-ТБ/ДННЛ чаще всего появляются перед телекамерами с комментариями по поводу каких-то внутренних разногласий в коалиции.
Перевод DELFI. Оригинал здесь