К первому прибегают преимущественно священники, философы и имеющие непосредственное отношение к рухнувшему супермаркету. Что на все божья воля, и человек внезапно смертен. Что человек — существо насколько этическое, настолько же беспринципное, и часто бескорыстно ошибающееся. Каждый на своем месте, в жизни и деятельности, по разнообразным причинам, включающим гиперответственность и "семь раз отмерь", совершает микроошибки, из которых время от времени стихийно складываются пазлы катастроф. Поэтому ответственность несут все. И для наведения порядка нужно начать с собственных микродвижений: противостояния иррациональным распоряжениям начальника, не давать отступное дорожному полицейскому.
Ко второму — подавляющее большинство комментаторов трагедии: от напуганных жителей золитудских многоэтажек до первых лиц страны. Последние со скорбными и строгими лицами напоминают, что у каждой ошибки есть имя и фамилия. У ужаса в Золитуде есть конкретные виновные, которые пока не известны, но обязательно будут выявлены и наказаны. Говорят об ужесточении законодательства и системе проверок в строительстве, чтобы впредь сознание неизбежности наказания предохраняло от искушений прямых злоупотреблений и непредумышленной халатности, заставляло проверять и перепроверять принятые решения, тем самым снижая вероятность ошибки.
И то, и другое очень правдоподобно.
Сложившаяся в стране система отношений начала давать сбои. Особенно в строительстве. Особенно на объектах компании Re&Re, славящейся умением выигрывать государственные и муниципальные конкурсы. В октябре прошлого года после бури обвалилась часть крыши ТЦ "Альфа" - обошлось без жертв и лишней огласки. В июне до сих пор непонятно от чего загорелся Рижский замок — жертв не было, утаить пожар президентской резиденции было невозможно. В четверг обрушилась крыша "Максимы", унеся жизни 54 человек… Так во всем виноваты строители?
Рядовые строители-работяги действуют в рамках полученного задания и как бы по инструкции, не особо заморачиваясь, для чего данная инструкция составлена, ведь ответственность за смысл происходящего на стройплощадке несет начальство. А начальству не до смысла. В условиях жесткой конкуренции оно стремится поскорее построить и попроще сдать объект. А главное — дешевле. Не в силу личной испорченности, а потому что так устроены государственно-муниципальные конкурсы, туда же давят и частные инвесторы. В условиях жесткой конкуренции все средства хороши, так что, если правительство ликвидирует государственную стройинспекцию и передает все полномочия по согласованию проектов самоуправлениям, а экспертизу проектов — частным фирмам, то как же этим не воспользоваться… Значит, за все должно ответить правительство и стоящие за ним партии власти, а также руководство Рижской думы, не удосужившееся навести порядок в подведомственной Стройуправе?
Правительство и парламент вкупе с президентом, РД, прокуратурой и полицией конечно же должны представить обществу мельчайшие подробности, приведшие к трагедии. Лица, допустившие конкретные просчеты, будут названы и понесут должное наказание. Могут даже отлучить от конкурсов "удачливую" компанию Re&Re. Куда сложнее изменить систему отношений, сложившихся в нашей стране.
Явно недостаточно одних показательных процессов и ужесточения контроля. Невозможно поменять систему без изменения ее элементов — людей. И тут скорее правы философы и священники, говорящие о личной ответственности каждого - за себя и окружающих. Поверх этнических, языковых и любых других барьеров.
По словам одного из спасателей, обрушившиеся на головы людей бетонные конструкции оказались неожиданно хрупкими по сравнению с бетоном, с которым приходилось иметь дело на тренировках… Возможность солидарности, надежда на перезагрузку страны опираются на осознание уязвимости дара жизни, невыносимой хрупкости бытия.