Далеко не все можно записать в Конституции или в ее преамбуле. Например, право народа на умных правителей — надежных, честных, способных вселить уверенность в завтрашнем дне и вам, и детям с внуками, и убедить в незыблемости государственных основ.
Сколько Конституцию ни "тюнингуй", подлинно народной власть не сделаешь. Лозунги правящих партий при этом таковы: "Делаем, как умеем, и вам от этого лучше не станет, но вот соседу точно будет хуже, и разве этого вам мало? Это мы гарантируем, поэтому голосуйте за нас!"
Сама по себе преамбула Конституции — всего лишь политический эпизод, но одновременно и симптом. А этот симптом показывает и доказывает общий системный кризис власти, самой способности государства быть эффективным, а не формально демократическим. Настоящей власти народа нет, как нет и народного управления, следовательно, неясны национальные задачи, непонятно, достанет ли сил и воли для их достижения; нет и роста производной от этого — национального самоуважения. Мы топчемся на месте, надеясь лишь на ЕС и еврозону, как будто одно это может гарантировать нам по принципу "сообщающихся сосудов", что качество жизни в Латвии понемногу приблизится к "евростандартам".