Foto: LETA
Ликования по поводу ухода Виктора Януковича с поста президента Украины быстро сменились неопределенностью и тревогой за будущее страны. Крым стремительно превращается в новую горячую точку украинского кризиса.

Спикер регионального парламента Владимир Константинов, член Партии регионов, к которой принадлежит Янукович, категорично потребовал статус автономной республики для Крыма. В среду, 26 февраля, полиция вынуждена была вмешаться, чтобы разнять митингующих сторонников и противников новых киевских властей. Тем временем президент России Владимир Путин объявил о мобилизации вооруженных сил в приграничных с Украиной регионах, спровоцировав появление спекуляций о возможном военном вмешательстве России по образцу грузинской войны 2008 года и аннексии части украинской территории.

Особую опасность ситуации придает тот факт, что Янукович, судя по всему, скрывается в восточной части Украины, по некоторым данным, на российской военной базе в Севастополе. Риск заключается не столько в одиозной фигуре самого украинского экс-президента, сколько в том, что его нахождение на востоке страны подтверждает популярную среди его сторонников идею о том, что законная власть Украины свергнута "бандой экстремистов и фашистов", а следовательно, компромисс с ней невозможен.

В двух шагах от дефолта

Новые власти в Киеве зачастую действуют как злейшие враги сами себе. Формирование правительства отложено, несмотря на срочную необходимость международной финансовой поддержки во избежание банкротства страны. Вашингтон и Брюссель обсуждают варианты оказания помощи, но «плана Маршалла» для Украины, о необходимости которого говорит один из лидеров оппозиции Яценюк, на горизонте по-прежнему нет. США и ЕС настаивают на том, чтобы Украина договорилась о займе с Международным Валютным Фондом (МВФ). Однако МВФ не станет давать деньги без условий. Правительству придется пойти на болезненные, годами откладывавшиеся реформы, в том числе урезание социальных пособий и газовых субсидий.

Стране как воздух необходимо технократическое правительство, способное договариваться с МВФ. Но в данный момент речь идет о правительстве национального единства, в котором, тем не менее, не будет представлена Партия Регионов. Учитывая, что президентские выборы назначены уже на конец мая, сомнительно, что политики, представляющие партии, надеющиеся на победу на этих выборах, возьмут на себя ответственность за проведение непопулярных реформ. Как сказал тот же Яценюк, которого прочат в будущие премьер-министры, принять этот пост сейчас равносильно самоубийству.

Почему не угодил русский язык?

Ситуацию усугубляют необдуманные или откровенно реваншистские действия новых властей, Одним из первых актов Верховной Рады после ухода Януковича стала отмена закона о статусе региональных языков, принятый во времена его президентства. Этот закон, несмотря на критику отдельных его положений со стороны Совета Европы, позволял официальное использование языков нацменьшинств в местах компактного их проживания. Этот шаг не только отталкивает русскоязычных жителей Украины, но и вызывает серьезную критику со стороны европейских структур. В частности, Европейский Парламент, на поддержку которого опиралась оппозиция Януковичу, настаивает на необходимости соблюдения прав нацменьшинств, в том числе в языковой сфере. А Ханнес Свобода, председатель фракции социал-демократов, прямо назвал отмену закона проявлением реваншизма.

Другим примером такого реваншизма следует считать одобренное Радой требование о передаче Януковича в Международный Уголовный Суд (МУС) в Гааге. Очевидная юридическая абсурдность данного требования заключается в том, что МУС - это суд последней инстанции, и для того, чтобы он принял дело к рассмотрению, сначала должны быть исчерпаны все украинские инстанции, либо Украина должна продемонстрировать неспособность или нежелание его рассматривать.

Надежда на примирение

Такие действия, как отмена закона о языках и требование выдать Януковича в Гаагу, усугубляют раскол в стране, посылая сторонникам бывшего президента сигнал, что они проиграли и в новой Украине их мнение учитываться не будет. Это, в свою очередь, усиливает риск сепаратистских настроений в Крыму и других местах и дает повод для российского вмешательства. Как результат, хроническая нестабильность и нежелание ЕС, США и МВФ брать на себя серьезные обязательства в отношении Украины.

Впрочем, при общей мрачной картине есть и отдельные обнадеживающие моменты. Во Львове местные активисты в знак солидарности с восточными регионами страны предложили на один день перевести все общение на русский язык. Этот жест был встречен взаимностью в Донецке, который на день заговорил по-украински. Тем, кому небезразлична судьба Украины, страны, с которой Латвию связывают многочисленные узы, остается надеяться, что таких примеров будет больше. Национальное примирение, без победителей и побежденных, для Украины не роскошь, а необходимое условие ее выживания как страны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!