Валерий Бухвалов. Русская школа там, где русский дух
Fоtо: AFI
Время от времени, на просторах интернета, в статьях и особенно в комментариях к ним в разных вариантах звучат мнения, что в Латвии уже нет русских школ, что битва против реформы образования в 2003-2005 годах была проиграна.

А раз нет русских школ, то и бороться против окончательной латышизации того, что от них осталось, мол, не имеет никакого смысла. Характерно, что это мнение высказывают совсем не педагоги или педагоги-ученые, а представители общественности. Главные аргументы сводятся к двум аспектам. Первый — в русской школе обучение должно быть только на русском языке. Второй — русская школа должна быть национальной, в том смысле, что национально-культурный компонент, включая Закон Божий, должен быть обязательно оформлен отдельным блоком предметов. Если этого нет — то и русской школы нет.

Вначале следует напомнить главные результаты битвы за русские школы под руководством Штаба защиты русских школ в 2003-2005 годах. Закон об образовании тогда определял пропорцию в языках преподавания так: 90% на латышском языке и 10% на русском языке. В результате протестов удалось отстоять 60% на 40% в средней школе и выбор пропорций языковых моделей в основной. Конституционный суд в своем решении от 13 мая 2005 года, предоставил самим ученикам право выбора языка ответа на выпускных экзаменах и возложил на министерство образования и науки обязанность проводить мониторинг качества образования в школах нацменьшинств. Таким образом, детям были сохранены возможности формирования культурной идентичности на родном языке. И это лучший вариант из всех, которые тогда были реально возможны. Поэтому — это победа.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !