nato
Fоtо: AFP/Scanpix
Российская аннексия Крыма поставила многих государственных деятелей Запада в довольно неудобное положение. Многих, но далеко не всех, потому что для некоторых это положение, наоборот, оказалось удобнее некуда.

Еще совсем недавно, в начале этого года, будущее десятков тысяч людей, так или иначе связанных со структурами НАТО, рисовалось в самых мрачных тонах. Они уже почти смирились с тем, что остаток дней им придется провести вдалеке от внимания мировых СМИ, проедая жалкие остатки когда-то роскошного финансирования в старых разваливающихся офисах, ремонт которых никто не хочет оплачивать.

И вдруг – избавление. Россия аннексирует Крым. Теперь снова есть кого сдерживать, есть кому противостоять. Страны-участницы, несмотря на кризис, уже зашуршали бюджетными деньгами, в разных концах Европы опять шумят совместные учения, закладываются новые военные базы, а у дверей альянса, как 20 лет назад, выстроилась длинная очередь из перепуганных государств-кандидатов. НАТО точно будет жить, и жить широко.

Спасать котят

Проблемы со смыслом существования начались у НАТО еще в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз. Опасный враг, против которого сплотилась в альянс Северная Атлантика, повержен, и вроде бы можно расходиться. Но самораспускаться сразу после победы – это как-то несолидно и двусмысленно, могут неправильно понять. Да и у кого поднимется рука после стольких потраченных миллиардов и десятилетий теснейшего сотрудничества взять и разогнать все эти совместные штабы, военные базы, подрядные и субподрядные организации, оставив без работы кучу народу – в одном только международном аппарате НАТО насчитывается около 5 тысяч гражданских чиновников.

Пришлось искать новые угрозы, цели, вызовы. В 1990-е можно было оправдать свое существование гражданской войной в Югославии – более-менее Северная Атлантика, нужны миротворцы, поэтому куда без НАТО. К началу нулевых в Европе все окончательно затихло – тогда НАТО переключилось на международный терроризм и операцию в Афганистане. Но и это направление оказалось не вечно: уже к концу текущего года все западные войска должны разъехаться оттуда по домам. Что тогда делать НАТО? Ловить сомалийских пиратов? Разводить по углам враждующие племена в Центральной Африке?

Довольно перспективным направлением была Сирия, но страны – участницы альянса воспользовались первым попавшимся предлогом и отказались оплачивать военную операцию. После начала кризиса западные правительства вообще перестали понимать, зачем им нужно НАТО. Когда возникла необходимость сократить расходы бюджета, они первым делом бросились резать оборону, наплевав на свои обязательства перед альянсом.

Денег не хотел давать никто и ни на что. Дошло до того, что руководство НАТО не могло выбить из 28 участников альянса, среди которых хватает более чем состоятельных государств, жалкий миллиард евро на то, чтобы закончить наконец строительство своей новой штаб-квартиры в Брюсселе. На специальном заседании в январе этого года натовцы смогли выпросить только крохотный срочный платеж 20 млн евро, чтобы хотя бы не останавливать работы на стройплощадке.

И вдруг, когда перед альянсом уже отчетливо нарисовался если не бесславный конец, то как минимум радикальное сокращение финансирования, Путин сделал НАТО лучший из возможных подарков – самовольно присоединил к России кусок территории соседнего государства. А главное, сделал это в Европе – то есть в зоне непосредственной ответственности Североатлантического альянса. Дополнительная приятность сложившейся ситуации в том, что новым врагом НАТО оказалась та же самая страна, которая была старым, – Россия. Так что не придется почти ничего менять: ни в инфраструктуре, ни в направлениях расширения, ни в стратегических планах, ни даже в текстах заявлений. Можно снова работать по тем же самым лекалам, которые вырабатывались еще со времен окончания Второй мировой войны.

Опять очередь

Жизнь в НАТО вновь закипела. Первым делом вспомнили про расширение, про которое, казалось, совсем забыли со времен Буша-младшего. Последний раз новые страны вступали в альянс пять лет назад, в 2009 году, и это было самое скромное расширение за всю историю НАТО – туда вошли две маленькие и бедные страны, Хорватия и Албания. Еще с тремя балканскими республиками – Боснией, Черногорией и Македонией – тоже велись переговоры о вступлении, но без особого энтузиазма и очень неторопливо.

Крым все изменил. В Нью-Йорк на переговоры срочно вызвали представителей Греции и Македонии, чтобы решить наконец многолетний спор вокруг официального названия государства македонцев и снять греческое вето на вступление в НАТО этой страны. Пока неизвестно, как именно теперь будет называться независимая территория между Сербией и Грецией, но в НАТО ее возьмут, скорее всего, уже этой осенью.

В Сараево 18–20 марта на специальную конференцию съехалось все натовское начальство: торопили с реформами и призывали боснийцев ускорить процесс интеграции в западный мир. Но у Боснии перспективы не такие ясные, как у Македонии, – там против вступления в НАТО активно выступает Автономная Республика Сербская, без согласия которой ничего не получится. И Босния, и Македония, и Черногория, которая тоже должна вступить в альянс в ближайшее время, вряд ли могут внести серьезный вклад в обороноспособность НАТО. Просто нужно подчистить карту Европы и свести к минимуму число стран, которые потенциально могут позариться на какие-нибудь соблазнительные предложения о сотрудничестве от новой великодержавной России.

Зато серьезный вклад в финансы НАТО могут внести два других потенциальных участника: Швеция и Финляндия. Они не стремились в НАТО даже в самые напряженные моменты холодной войны, но после аннексии Крыма шведский вице-премьер заявил, что пора пересмотреть оборонную политику и задуматься о вступлении НАТО. Финский премьер повторил примерно то же самое чуть мягче – мол, мы никогда не исключали возможности вступить в НАТО. Возможно, немного остыв после первых впечатлений, эти страны, особенно Финляндия, и не станут прямо вступать в НАТО, но наверняка усилят свое военное сотрудничество с альянсом.

Был неправ, вспылил

Но главные деньги пойдут от старых участников альянса. Всего месяц назад руководители НАТО только мечтали о том, чтобы США помедленнее сокращали свое военное присутствие в Европе, а сегодня уже обсуждают, насколько быстро его нужно увеличивать. Нужно ли доводить до уровня 1980-х годов? Предвыборные обещания Обамы сэкономить на оборонном бюджете автоматически ликвидировались – теперь стоит вопрос, насколько увеличивать этот бюджет.

Польский президент Коморовский, светясь от счастья, уже рассказывает, что американцы пообещали ему все-таки разместить в Польше систему ПРО, от которой отказались в 2009 году. Будут американские солдаты, американские ракеты, и на этот раз обещали точно не кидать, радостно заверяет поляков Коморовский. Ну и сами восточные европейцы тоже не подведут: их лидеры уже покаялись в том, что так опрометчиво бросились сокращать военные расходы из-за кризиса. При новом фоне угроз обязательно выдадут 2% ВВП, положенные по нормативам НАТО.

И действительно, в последние годы государства НАТО бессовестно экономили на военных нуждах. В 2012 году из 28 стран-участниц положенный норматив 2% ВВП на оборону выполняли всего пять: Турция – Греция, Великобритания, Франция и США. С Турцией – Грецией все понятно, а остальные – это те, кто сами производят кучу оружия, и для них серьезное сокращение оборонных расходов обернулось бы спадом экономической активности, занятости и т.д.

Многочисленные требования руководства НАТО вернуться назад к 2% не производили никакого впечатления даже на относительно послушные страны Восточной Европы. Безответственные Румыния, Словакия, Чехия, Словения сократили свои расходы почти до 1% ВВП, а Венгрия и Литва – так даже меньше 1%. Польша и Эстония, которые раньше были образцовыми членами НАТО, и те уронили планку планку ниже 2%. Не говоря уже о какой-нибудь расслабленной Испании, урезавшей оборону до 0,8% ВВП.

То ли дело было в 1980-е. Тогда ни одна страна НАТО, кроме Люксембурга, не смела снизить свой вклад в общую оборону от советской империи зла ниже 2% ВВП. Наоборот, многие перевыполняли этот план в полтора-два раза. К счастью для НАТО, все возвращается на свои места. НАТО снова должна встать на защиту свободного мира от русской агрессии и, соответственно, не испытывать никаких проблем с финансированием – спасибо Путину за это.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !