Как бы мы ни привыкли к нашим государственным СМИ, которые в последние годы стали особенно близкими к власти, все же несколько странным выглядит то, с каким тотальным удовлетворенным ликованием, без единого дополнительного вопроса была воспринята эта радостная весть. Нууу, раз уж приятная, вызывающая доверие и в целом симпатичная г-жа Лаймдота так говорит, то уж, конечно, так оно и есть. Какие еще подтверждения нужны, например, Латвийскому телевидению или Латвийскому радио, которым та самая г-жа выхлопотала солидную добавку к финансированию.
В конце концов, в это трудное время такие неправильные вопросы могут только лить воду на жернова мельниц всяческих газпромов.
И все же, раз уж глава нашего правительства сообщает, что "газовые компании США" ей представили "расчеты возможной цены газа, технологических возможностях и других вопросах", из которых следует, что "вопреки транспортным расходам, предлагаемые американскими компаниями цены на газ ниже цен, по которым сейчас поставляется газ в Латвию", было бы все же неплохо узнать поточнее — чтобы ликовать еще больше. Разве не так?
Это значит, что стоило бы уточить лишь некоторые простейшие вещи: что же это были за газовые компании, какие цифры они на самом деле предложили, и насколько серьезным, конкретным и реализуемым на практике было предложение, которое так замечательно выглядело в громком заявлении для публики. И тут началось.
Целых три дня ушло у бюро премьера, чтобы подготовить ответы на такие очевидно простые вопросы:
- Как называются две этих газовых компании?
- Получили ли вы официальное предложение цен на газ, или это была общая информация?
- Какую точную цену на газ предложили вам две эти компании?
- Какова точная цена издержек на поставку газа в Латвию в предложенных вам точных ценах на газ?
И даже спустя достаточно долгий промежуток времени ответы были, мягко говоря, не совсем исчерпывающими.
Названия компаний? United LNG и DLA Piper. Что от них получено? "Общая информация". Каким было предложение? "Не можем раскрыть цену на газ, это конфиденциальная информация". А цена доставки? "Не можем раскрыть цену доставки, это конфиденциальная информация".
В дополнение к констатации факта, что глава правительства, очевидно, не может подтвердить свои оптимистические заявления ни одной конкретной цифрой, задаем г-же Страуме еще один вопрос. Вот такой:
"Правда ли, что DLA Piper — газовая компания, как утверждается в вашем ответе? Или речь идет об этом предприятии: "DLA Piper" became one of the largest business law firms in the world in 2005 through a merger of unprecedented scope in the legal sector"? Если да, то каким образом юридическая фирма связана с предложением о поставке газа?"
Прошли целые сутки, и наш премьер-министр, наконец, сумела выяснить, с кем же на самом деле она встречалась. Да, и в самом деле, это не газовая компания. Скорее, посредники-лоббисты-адвокаты: "DLA Piper — юридическая компания, которая специализируется и на проектах в сфере развития энергетических проектов…"
Итак — никаких цифр нет (обратите внимание: г-жа Страуюмя одновременно утверждает, что никакого ценового предложения не получено, и что цены получены, но они очень конфиденциальны), ничего конкретного нет, есть только голословное утверждение. Верьте, дураки, очередной лапше на ваших ушах.
Ах, да. И еще. Всего за месяц до визита делегации правительства Латвии США агентство Bloomberg со ссылкой на секретаря США по энергетике Эрнеста Моница сообщило, что ситуация на Украине не ускорит планы США начать экспорт газа в Европу. Во-вторых, страны Азии за американский газ готовы платить примерно на 50% больше, чем Европа. В третьих, поставки газа из США в Европу существенно подорожают из-за транспортных расходов.
Но что для Латвии какие-то там секретари по энергетике. Нам тут "одна бабка сказала".
Перевод DELFI. Оригинал статьи