Foto: Shutterstock

Председатель Сейма Солвита Аболтиня несется по Баусскому шоссе на скорости 150 км/ч, создает угрозу для людей и плюет на нормативные акты, которые принял парламент под ее же руководством. Вполне типичная история об одной государственной деятельнице, одуревшей от собственной власти и вседозволенности.

Казалось бы, в данном случае речь лишь о том, что — как было сказано в заголовке портала DELFI — "Водителей тревожит перемещение Аболтини и охраны с безумной скоростью". Такие вот несчастные автолюбители.

Разумеется, при просмотре сотен комментариев (тема, конечно, стоящая) тоже кажется, что, как обычно, существует два вида людей. Не считая отрабатывающих партийные денежки тявкальщиков, почерк которых в последние пару месяцев чувствуется за версту.

Одни думают, что закон для всех должен быть один, иначе у нас получится своя Малороссия. Другие, как и положено потомкам бывших крепостных, находят захватывающие аргументы, чтобы себе и другим объяснить, почему нет ничего дурного в том, что барон прибирает к рукам их лучшие яблоки, самую откормленную овечку, невинность дочери и прочее. И вообще, "да вы поглядите, как Путин по Москве ездит".

Ничего подобного. Это так только кажется. Все намного серьезнее и намного хуже. На самом деле, эта история наглядно показывает, во что превратилась государственная власть Латвии, которую по привычке еще называют правовой и демократической.

Страшно не то, что одна возомнившая о себе герцогиня "из грязи в князи" носится по латвийским шоссе, как одуревшая королева больших дорог. Страшно не то, что она делает это за государственные деньги. Страшно не то, что таким образом подвергаются угрозе невиновные (хотя нет, страшно). Страшно не то, что она сама, видимо, считает это совершенно нормальным и адекватным ее "статусу".

Страшно то, что этот случай показывает, как эти неофициальные права "господ" в нашем государстве постепенно закрепляются в разных "внутренних нормативных актах". И то, как глубоко увязли в паутине личных пожеланий и потребностей те самые должностные лица, которым вроде бы положено первыми стоять на страже прав населения.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретные примеры, которые нам преподнес на блюдечке случай "низко летящей Аболтини".

Итак, у нас имеются совершенно ясные и четко написанные правила дорожного движения, в которых сказано, что могут и чего не могут разные аболтини (какими бы эксклюзивными и особенными они себе ни казались):

"При сопровождение транспортного средства (колонны) скорость движения в населенных пунктах не может превышать максимальную разрешенную скорость больше, чем на 10 км/ч, а вне населенных пунктов — на 20 км/ч.

Включенный мигающий синий маячок без включенного специального звукового сигнала имеет лишь предупреждающее значение. Его можно использовать, предупреждая о несчастном случае (например, аварии) или сопровождая транспортное средство (колонну).

Водители транспортных средств, на которых включен мигающий синий маячок без включенного специального звукового сигнала не могут нарушать требования этих правил, кроме правил остановки и стоянки".

Это значит: вылезшие из грязи местные герцогини, куда бы они ни спешили, не могут — не могут, и все — превышать допустимую скорость больше, чем на 20 км/ч. И это лишь в том случае, если перед машиной герцогини едет другая, мигая всеми цветами радуги и громко оповещая о важном грузе. Не иначе.

Но что делать, если герцогиням на закон наплевать, ибо они считают себя особенными, отличающимися от разных мелких дворняжек и жалких плебеев, что обеспечивает им эксклюзивные права?

На этот случай начальник Госполиции Валдис Воинс — который за оказанные услуги награжден теплым местечком в портовой полиции — написал и подписал внутренние правила Госполиции. Там сказано, что машину, на который мигает хоть один маячок, полиция имеет право останавливать лишь в тех случаях, когда имеются подозрения по поводу ее угона, использования в совершении преступления или вождении в пьяном виде.

Это значит, если какому-то принципиальному дорожному полицейскому взбрело бы в голову остановить "членовоз", угрожающий всему живому на дороге, превышающий скорость хоть вдвое, ему это просто запрещено. Так что, аболтини, наплевав на неприятные правила дорожного движения, могут летать куда и как им заблагорассудится. Полная безнаказанность обеспечена. Грубо нарушать правила дорожного движения нельзя, но можно. Да и почему это должно распространяться только на дорожное движение?

Конечно, это не было бы возможно, если бы на других государственных постах находились люди, которые честно и добросовестно исполняли бы свои обязанности и были бы одарены, если не принципиальностью и смелостью, то хотя бы капелькой порядочности.

Но случай нашей королевы дорог ярко показывает, какие трусливые, мягкотелые, коррумпированные или взятые за уязвимое место личности находятся на этих должностях. Вариант выбирайте сами.

Начальник Госполиции Инт Кюзис. Представьте себе, вроде бы начальник полиции со стажем, вроде бы уважаемый человек, мужчина, в конце концов. Но и он трусливо отмалчивается, когда его спрашивают о подобных случаях.

Министр внутренних дел Рихард Козловскис. Вроде бы отвечает за систему внутренних дел страны. Тоже трусливо отмалчивается, когда ему в связи с коллегой по партии задают вопрос — а как должен поступать полицейский в ситуации, когда он видит скоростной "членовоз"? Единственное, что он способен из себя выдавить", это: "Госполиция должна действовать согласно нормативным актам и правилам, которые регулируют такие ситуации". Каким актам? Тишина.

Начальник Бюро надзора и координации сообщения Управления безопасностью сообщения Госполиции Винета Мистре. Ее ответ уже явно циничен — если мимо пролетает "оперативное транспортное средство", полицейский должен "просто принять, что оно едет предотвращать событие, которое может иметь более тяжкие последствия, чем то, что водитель оперативного транспортного средства, возможно, превышает допустимую скорость".

Этим людям государство доверило огромную ответственность за соблюдение закона, безопасность населения и многое другое. Такой пост занимает и начальник Полиции безопасности Янис Рейникс, подчиненные которого неслись вместе с "членовозом" Аболтини. Его ответ еще ярче — "А вы попробуйте доказать!"…

Хуже всего то, что случай Аболтини по сути действительно является лишь незначительной мелочью на общем фоне. Но он наглядно показывает, насколько прогнила наша правовая система, насколько разрослась патина, в которой уже непонятно, кто от кого больше зависит — например, Аболтиня от Рейникса или Рейникс от Аболтини. Ясно одно — господа живут сами и дают жить другим.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!