У профессора права Гюнтера Франкенберга есть такая теория об "обучающемся суверене". Речь идет о демократии как процессе, в рамках которого суверенный народ учится на своих ошибках. Именно поэтому есть смысл устраивать свободные и регулярные выборы, чтобы позволить суверену постепенно учиться на своих успехах и неудачах. В далеком детстве моя преподаватель сольфеджио в конце каждого урока заставляла повторять все, чему мы на этом уроке научились. Как говорится, для закрепления. Так что, в конце 2014 года я хотел бы обобщить и закрепить главные уроки, которые, на мой взгляд, наш талантливый, но ленивый суверен усвоил в этом году. Будучи плохим учеником, я не сгруппировал их в каком-либо приоритетном порядке. Как говорится, что первым пришло в голову, то и появилось на бумаге. Так что, примите, как есть.
Работать в Латвии для латышских политиков непрестижно. К тому же, так думают и наши избиратели. Этот год, как мы помним, для нас начался с того, что Валдис Домбровскис "взял на себя ответственность" в связи с трагедией в Золитуде. Не стану напоминать детали, но после спасения государственного бюджета премьер-долгожитель, работавший под надзором Международного валютного фонда и Еврокомиссии, ушел с поста, чтобы поработать в более цивилизованных условиях. И это было сделано с пафосом. Причиной отставки якобы был рухнувший супермаркет. Это привело в отчаяние некоторых иностранных журналистов, которые после случившегося на полном серьезе у меня спрашивали, станет ли Латвия похожей на Японию, где должностные лица такого уровня уходят с постов в том числе из-за событий, которые с ними напрямую не связаны. Конечно, это звучало комично. Разумеется, план был более хитрый — без особых трудностей перебраться в Брюссель.
Но не всем удалось переехать в Брюссель столь элегантно. Некоторым претендентам на зарплату в 25 тысяч пришлось потрудиться куда больше, чтобы убедить избирателей, почему хорошо оплачиваемое валяние дурака в Европарламенте для Латвии важнее, чем тяжелая, грязная работа у себя дома. Но задание было выполнение блестяще. И вот, наши вдовьи дети имитируют бурную деятельность в имперской метрополии. А почему бы и нет? Кажется, Зигмунд Бауманис в свое время сказал, что глобализация делит людей на "туристов", для которых это вопрос шикарного современного стиля жизни, и "бродяг", для которых вынужденные странствия по свету — вопрос скромного выживания. Латвия тоже глобализируется. Поэтому наши бродяги отправляются в Ирландию собирать грибы, а наши туристы — в Европарламент. Все на своих местах.