Но вернемся к новому президенту. В одном из недавних интервью он сообщил, что "у президента Латвии нет никакой специальной рабочей программы, где при случае он мог точно определить, чего желает достигнуть". Печально слышать такое, но, если посмотреть с другой стороны — это ли не возможность написать такую программу, причем целиком по собственному усмотрению, что для его окружения означает — подать руку помощи, дать совет, проинформировать высокое должностное лицо об ожиданиях на ближайшие 4 года.
Не останусь в стороне и пожелаю президенту Вейонису не забывать заботиться о трех китах, что лежат в основе успешного развития Латвии.
Во-первых, это экономика и геополитика. Транзитная отрасль всегда была важным элементом государственной экономики, поэтому и дальше она должна развиваться как движущая силу народного хозяйства, не использовать такую возможность было бы глупо. Инфраструктура для этого есть — это сеть железных дорог, большие и малые порты, республиканские и региональные аэропорты, доступ к ресурсам и выход к рынкам соседних государств. Загвоздка в том, что все это надо использовать с большим пониманием. Вот для этого президент, обладающий доступом к эксклюзивной информации, должен пользоваться ею, надзирая за экономикой и сотрудничая с предпринимателями в самом широком смысле.
При этом важно активно сопротивляться попыткам "задвинуть нас в угол" в ЕС. Не надо думать, что брюссельские или вашингтонские вожди умнее. Кто, если не президент, сможет оценить выгоду, таящуюся для Латвии в логике глобального мирового разделения и играх с подковерной борьбой разных государств. Взять хотя бы Китай, который ради своего "Шелкового пути", или расширенного варианта — "Шелкового пояса" — готов платить всем, кто окажется на пути, только чтобы доставить товары потребителям в разных странах. Желают укрепить взаимное сотрудничество ЕС и США, и это означает огромный потенциал Атлантического океана.
Конфликт на Украине является результатом небеспричинной нервозности глобальных игроков. Если бы высокое государственное должностное лицо делилось бы информацией с предпринимателями, которые поддерживают латвийскую экономику, и с обществом, если президент сигнализировал бы о событиях на мировой политической арене, у него была бы уникальная возможность наладить и обратную связь. Конечно, этим геополитическую ситуацию не изменишь, но у наших бизнесменов появится шанс получше подготовиться к тяжелой и порой безжалостной конкуренции стран и регионов.
Вторая основа, или второй кит президентства, мог бы вернуть к жизни пассивные, мягко говоря, сегменты народного хозяйства. Это "сумасшедшие", в хорошем смысле слова, латвийские ученые. Их, поверьте, немало — с горящими глазами, обуреваемых идеями. Не все они равнозначны, однако именно сумасшедшие идеи чаще всего дают рывок и приводят к прогрессу не только в своем сельском дворике, но и в глобальном, или по крайней мере региональном масштабе. Ученые должны получить платформу для реализации своих идей, при этом давая импульс и вдохновение другим, заражая своим энтузиазмом, в конечном итоге не только активизируя народное хозяйство, но и возвращая доверие государству.
И напоследок — третий кит, характерный именно для Вейониса как для первого "зеленого" президента: экология. Латвии повезло с географией — грибными лесами и их дикими обитателями, с водными источниками и илистыми озерами, с умеренным климатом и безвредными насекомыми. С такими дарами природы грех не стать страной, где все и у всех хорошо. Где словосочетание "зеленое мышление" означает не отключение российского газа, а санатории, комплексы отдыха и центры здоровья как в городах, так и поближе к природе, в провинции. В 2009 году в Латвии было 59 больниц и уже тогда премьер-министр сообщил, что со временем должно остаться только 25.
Не могу согласиться. Многие региональные больницы во время кризиса были закрыты, почти всем все еще не хватает денег для покупки современного оборудования. Однако их объединяет один важный факт — они уже построены, причем специально для того, чтобы лечить и ухаживать. Вот для этого и надо использовать эти здания, подключив дары латвийской природы, развивая экотуризм. При этом не надо нивелировать услуги экотуризма до умения застелить постель или скатерть, но взглянуть на это шире.
Было бы мудро дать рабочие места не только горничным, но биологам и химикам, разрабатывающим медикаменты и косметику со все новыми веществами на природной основе. В такой Латвии захотят провести свое время даже самые обеспеченные европейские пенсионеры. Главным в туризме должны стать не природные ресурсы, на которые приезжают посмотреть, а сам человек-турист, которого обслуживают, используя эти ресурсы. Для развития этого нужны и подвижки в системе образования, что позволит обучить врачей, массажистов и банщиков. Для молодежи такой план развития станет мотивацией для поднятия престижа точных наукам, а для врачей, которых безработица массово гонит из Латвии, станет поводом вернуться их и позвать другие умные головы из разных стран. При благоприятных условиях "зеленый сектор" сможет породить еще одну национальную основу — как малую, так и крупную промышленность, которая к сожалению, была уничтожена за последние двадцать лет. Кому же еще, как не "зеленому" президенту, сделать это своим приоритетом?