В своем интервью Delfi профессор востоковедения Латвийского университета Леон Тайванс высказал тезис о несовместимости ислама и христианства и предупредил жителей Латвии о неизбежности терактов, которую повлечет за собой необратимый, на его взгляд, приток мусульман в Латвию. Слабость данных утверждений в том, что они полностью игнорируют конфликты внутри ислама и их политическую подоплеку. Трезвая оценка "исламского фактора" в мировой политике и его возможного воздействия на ситуацию в Латвии требует более информированного подхода.
Конфликты внутри ислама
Центр турбулентности мусульманского мира сегодня находится в его ближневосточном арабо-суннитском ядре. Это связано с происходящим на наших глазах распадом системы государств и регионального порядка, установленного на обломках Османской империи после 1923 года. Для арабо-суннитского большинства региона это означает потерю своего доминирующего статуса. Сунниты (около 90% всех мусульман), не только представляют арифметическое большинство, но и считают себя носителями "правильного, чистого ислама". Шииты (около 10% от общего числа мусульман, но большинство в таких странах, как Иран, Ирак, Ливан, Бахрейн, Азербайджан) в данном контексте рассматриваются не как религиозное меньшинство, а как еретики, отступники от "истинной веры".
Поэтому когда, например, в Ираке результаты свободных выборов отражают демографические реалии - победу партий, опирающихся на шиитское большинство - многие сунниты видят в этом не торжество демократии, а узурпацию шиитами принадлежащей им по воле Бога власти. Экстремистские организации вроде Исламского Государства (ИГ) паразитируют на этом чувстве ущемленности суннитов. И это находит отклик среди немалого их количества, даже у далеко не фанатичных людей - иначе трудно было бы объяснить такую жизнестойкость ИГ, вопреки бомбардировкам международной коалиции.