О том, что "час икс", когда нужно перерезать красную ленточку, выпить шампанского и смело начать кликать мышкой, свидетельствует известная нервозность. Авторы проекта е-здоровья доверили тестирование этой системы нескольким семейным врачам, причем выбрали тех, кто с компьютером "на ты". Отзывы, которые мне довелось услышать, лучше всего мог бы описать автор знаменитого романа "Трое в лодке, не считая собаки" Джером К. Джером, если бы он был жив. Я решил не скупиться на описание достижений новейшей латвийской системы е-здоровья, только сначала нужно их обобщить. Но уже сейчас у меня сложилось впечатление, что идеологическим отцу и матери е-здоровья - Юрису Бардзиньшу и Ингриде Цирцене - было бы лучше на время эмигрировать.
Тем не менее, е-здоровье приближается, и его главный термин - "информированный пациент". Это понятие в ближайшие недели будут склонять во все стороны, чтобы доказать, что расходы были не напрасными, европейские деньги потрачены на славу, и "информированный пациент" будет счастлив. Он проживет светлую жизнь, будет принимать только нужные лекарства, не потратит лишнего на обследования, а Министерство здравоохранения сэкономит огромные средства, которые сможет направить на решение других наболевших проблем.
"Информированный пациент" - это современный миф для Восточной Европы. Миф создали социологи, социал-антропологи, журналисты и политологи, и за него как за соломинку ухватились политики. Современный "информированный пациент" - очень разное понятие для представителей разных языковых групп. Например, на английском это подразумевает неограниченные возможности получения информации в интернете, а в странах Средней Азии пациенты принципиально избегают любой медицинской информации.
В основе нашего "информированного пациента" - знания, полученные из интернета и книг, которые определяет реклама. Содержание латвийских медицинских порталов более чем на 80% диктуют производители и распространители лекарств и медицинских добавок, а также представители отдельных сфер медицины (пластические хирурги, специалисты по венам), которые заказывают или размещают информацию. Книги и журналы часто тенденциозны и направлены на беллетристику. Такое фрагментарное получение знаний в области медицины сегодня называют "медицинской медиа-грамотностью"
В очень узкой области (возможно - по поводу его собственной патологии) пациент может знать больше, чем врач, но эти знания фрагментарны. Следует также помнить, что восприятие на родном языке всегда отличается от иностранного, поэтому, читая о диагностике и лечении на иностранном языке, пациент получает обрывочную и неверно интерпретированную информацию. Пациент - даже в англоговорящих странах - не читает медицинские книги и журналы.
"Информированный пациент" сам интересуется своей болезнью, но получает информацию избирательно, из сомнительных источников, и не может отличить важную информацию от малозначительной. Свое понимание болезни он формирует на базе стереотипов (например, все, у кого болит спина, просят компьютерную томографию, но томограф, как известно, не лечит). Такой пациент консультируется с разными врачами, как правило, не информируя или дезинформируя врачей о мнении, которое было высказано ранее, лекарства принимает не систематически, о своих привычках в приеме лекарств не рассказывает, а одного врача не информирует о лекарствах, выписанных другим. Обычно эти путешествия по врачам заканчиваются в кабинете коллеги, который говорит: "Где же вы все это время были, почему ко мне не пришли? Они вас этими лекарствами отравить могли"… При этом такой пациент лучше врача знает, что ему нужно (чувство безопасности, доверие, надежда и пр.) - и действует противоположным образом, прямо или косвенно выражая недоверие.
В начале 21-го века главный источник информации - электронные СМИ (телевидение) и социальные сети. Большую часть дискуссий о здоровье и болезнях в соцсетях создают компании, которые производят лекарства или пищевые добавки. Пациент, инфицированный СМИ, невероятно легко поддается на рекламу и принимает очень много пищевых добавок, аюрведических препаратов и других "волшебных средств".
В социальных сетях пациенты живут своей жизнью, врачи о ней обычно и не подозревают. Врачей не только рекомендуют и критикуют - как ни смешно, пациенты рекомендуют друг другу выписанные им лекарства. Знаю коллег, которые живут в соцсетях под псевдонимом и успешно рекомендуют лечиться у них.
Беседа между врачом и пациентом может быть личной, по телефону или посредством компьютера, но "информированный пациент" под влиянием литературы и информационного потока сделал свои выводы, которые ложатся в основу требования быть немедленно вылеченным при помощи магнитного резонанса и оплаченных государством таблеток.
Попробую перевести, как современный "информированный пациент" понимает врача, как он ведет себя в первой фазе разговора, что думает (но, обычно, не говорит):
1) вы как врач можете решить мою проблему, в том числе и социальную. Вы это можете, потому что современная медицина достигла громадных научных и практических результатов;
2) вы учились, вы как врач можете видеть, что со мной, и знаете, что не так (болит, мешает). Вы это знаете, а если не знаете, то вам известно, что вам нужно было бы все знать. Наверняка есть таблеточка, которая может сразу и полностью решить мою проблему;
3) за то, что вы знаете, и то, что сейчас сделаете (одну таблетку, чтобы я был здоров) я вам прямо или косвенно (через госбюджет, страховку, платную услугу и пр.) даю высокий статус и хорошую зарплату.
В этот момент современный врач сидит над карточкой предыдущего пациента и не подозревает, что уже через пару месяцев заполнение тех же документов в только что созданной системе е-здоровья потребует от него на 20% больше времени и создания глобального кладбища данных. О чем думает этот современный врач, начиная первый разговор с современным пациентом?
1) я знаю не все, но знаю, насколько сложны многие вещи. К тому же у современной медицины ограниченные полномочия;
2) равновесие между "творить добро" и "приносить вред" очень шаткое. Я хорошо понимаю, что ничего больше (хуже, безумнее) делать нельзя, это опасно;
3) я не могу решать ваши социальные проблемы, у меня их своих больше, чем понимания;
4) обо всем этом я лучше помолчу, чтобы не разочаровывать пациента и не терять статус.
Результат неудачного первого разговора между современным врачом и "информированным пациентом" - взаимное непонимание:
1) разочарованный, расстроенный, часто - разозленный пациент после такого разговора заботится о себе еще меньше - курит, "обжирается", не посещает скрининг, зато ищет другого врача, который соберет его по кусочкам и сделает здоровым;
2) несчастный, напуганный, принявший оборонительную позицию врач;
3) слабый личный менеджмент как среди врачей, так и среди пациентов;
4) управление здравоохранением, в котором заняты люди, не связанные с медициной, но с необоснованными амбициями и без знаний, действия которых основаны на отсутствии чувства реальности. К моему огромному удивлению, работники отдела общественных отношений Национальной службы здоровья читают только журнал "О чем врачи вам не рассказывают". На следующей неделе они будут отражать позицию государства по е-здоровью.
Поскольку бюджет не в состоянии покрыть расходы на лечение, растут очереди на обследования и лечение. Велик размер пациентских взносов. То есть процесс лечения совсем не солидарен:
1) богатый получает лучший уход за здоровьем, чем бедный;
2) молодой получает лучший уход за здоровьем, чем старый;
3) житель столицы получает лучший уход за здоровьем, чем сельчанин;
4) здоровый получает лучший уход за здоровьем, чем больной.
Но, может, информированный пациент готов вложить в свое здоровье больше средств? Здравоохранение осложняется тем, что 20-40% пациентов и не заинтересованы в том, чтобы вылечиться: болезнь для них источник заработка, возможность получить внимание со стороны детей и близких, оправдание неудачного жизненного сюжета. В отличие от стран Западной Европы, наши пациенты менее заинтересованы получать полную информацию от врача по диагностике и лечению:
1) 1/3 пациентов хочет оставить решение всех своих проблем врачу;
2) 1/3 хочет знать как можно больше, но как можно меньше сотрудничать в принятии решения;
3) только 1/3 хочет участвовать в принятии решения.
Этот рассказ - о том, как государство в лице ее политиков надеется на следующей неделе или в начале сентября отсалютовать в честь е-здоровья и сообщить о том, что вот теперь все будет просто, хорошо, быстро и удобно, без очередей и с экономией средств. На самом деле близорукость и игнорирование мнения врачей дает нам возможность выбирать: похоронить проект и списать огромные потраченные деньги или годами зарывать ненужные данные в кладбищах на "облаках". Но это многократно усложнит описанные выше проблемы в коммуникации между врачами и пациентами.
Перевод с латышского - Delfi. Публикуется с сокращениями.