Уже на следующий день общество узнало, что депутаты Сейма приняли решение в несколько раз увеличить зарплаты руководителей государственных и муниципальных предприятий. Например, зарплата президента Latvijas Dzelzceļš Угиса Магониса выросла с 3700 евро (2600 Ls) до 12 000 евро (8 500 Ls) в месяц. Примерно так же выросли и зарплаты в других крупных государственных и муниципальных предприятиях.
Конечно, высшее руководство должно получать большую зарплату. Но Сейм не сделал того, что обещал раньше: не провел качественную реформу обществ с государственным капиталом. Аргументы были следующими: хорошие зарплаты означают хорошее руководство, а хорошее руководство — хорошие результаты. С тех пор прошло более двух лет. И достижения некоторых крупных госпредприятий не радуют, скажем так.
Что изменилось сегодня? Во вторник премьер-министр Лаймдота Страуюма в своей речи перед принятием бюджета на 2016 года заявила (вслушайтесь в эти слова очень внимательно): "Вы сейчас проголосуете за бюджет каждого жителя Латвии. В этом бюджете сделано все возможное для того, чтобы в нынешних экономических условиях мы смогли сбалансировать интересы разных общественных групп и снизить неравенство доходов жителей."
После этих проникновенных слов депутаты Сейма проголосовали за бюджет, в котором брутто-зарплаты премьер-министра, министров, парламентских секретарей и руководителей парламентских фракций и комиссий были увеличены примерно на 600-700 евро. Точно так же, как в 2013-м году, эта идея появилась "внезапно" — незадолго до подачи бюджета в парламент.
Изначально планировалось также увеличить на 30 евро льготы по лицам, находящимся на иждивении. То есть доходы одного из родителей на каждого ребенка могли вырости на 7 евро (увеличение льгот на каждые 10 евро приводят к тому, что до родителя доходит 2,30 евро — то есть с 30 евро получается около 7 евро "на руки"). Немного, но все же. Например, на семью с тремя детьми это около 21 евро в месяц. Еще раз: для семьи с тремя детьми это немного, но тем не менее. Для госбюджета это обошлось бы в 17 млн. евро. Эта сумма в проекте бюджета уже была зарезервирована после того, как было решено отказаться от другого, менее эффективного предложения. То есть средства на это увеличение поддержки семей были.
И тогда депутаты, видимо, вспомнив слова Лаймдоты Страуюмы по поводу уменьшения неравенства, проголосовали за увеличение зарплат министров, а увеличение льгот семьям для беженцев урезали с 30 евро до 10 за каждого иждивенца. Фактически, это означает, что родитель "на руки" получит всего 2,30 евро.
Стоит еще раз напомнить слова Страуюмы перед принятием бюджета: "В этом бюджете сделано все возможное для того, чтобы в нынешних экономических условиях мы смогли сбалансировать интересы разных общественных групп и снизить неравенство доходов жителей."
Прибавка в 2,30 евро родителям ребенка и 600-700 евро министрам и депутатам. Конечно, для министров и депутатов — не жалко; хорошо, что они приблизятся к уровню зарплат в соседних странах. Но в Латвии самый низкий уровень поддержки семей с детьми в странах Балтии. Напоминаю — в Эстонии и Литве на поддержку идет около 2% от ВВП, в Латвии от 1,2 до 1,4%. Под этим подразумеваются не только пособия, это общая система безопасности для молодых родителей, начиная с детского сада, доступности образования, здравоохранения, жилища, и заканчивая разумной налоговой политикой.
Справедливости ради надо сказать, что на этот раз за издевательство в размере 2,30 евро в наибольшей степени отвечает Союз зеленых и крестьян, который по ироническому совпадению контролирует Министерство образования и который делегировал в президенты Раймонда Вейониса. Обещавшего защищать интересы семей с детьми. Именно фракция СЗК продавила снижение льгот с 30 до 10 евро, и это привело к жалким 2,30 евро "на руки" в месяц. "Единство" этот вопрос не слишком интересовал, оно больше говорило о беженцах. Национальное объединение только и смогло что выторговать 2,3 млн. евро на поддержку частных детсадов.
Последнее означает, что родителям примерно 8000 детей, которым не нашлось места в муниципальном детском саду, не придется платить в среднем 100 евро в месяц за частный садик. Эту разницу государство какое-то время продолжит покрывать. Правда, это не решает другую проблему: некоторые самоуправления по-прежнему не выполняют требования закона и не обеспечивают доступность детсада каждому ребенку.
Конечно, странно выглядит и тотальное безразличие министерств экономики и финансов. Представители крупного бизнеса четко заявили, что их тревожит ожидаемая "демографическая яма", стремительная депопуляция и, цитируя сообщение о конкурентоспособности аналитического центра CERTUS, "нагрузка на поддержание широкой инфраструктуры в условиях стремительного сокращения населения". Представители инвесторов и крупного бизнеса заявили, что серьезная поддержка демографии стала бы хорошим сигналом того, что ситуация в стране в средне- и долгосрочной перспективе стабилизируется. Если серьезные действия и отношение незаметны, то это означает, что крупные инвесторы воздержатся от того, чтобы связывать свои планы с Латвией. Это, несомненно, сократит государственные доходы, количество рабочих мест, ухудшит экономическое развитие и социальную стабильность. Почему министерства финансов и экономики об этом не думают, непонятно.
И, наконец, поддержка в размере 2,30 евро для группы жителей, которые заботятся о будущем Латвии, заставляет вспомнить слова Страуюмы в финальной части ее речи: "Пусть у каждого будет сила и желание услышать другого, быть едиными на благо Латвии, государственное мышление и выдержка в работе ради Латвии!"
Спасибо, Лаймдота Страуюма. Спасибо, правящая коалиция — СЗК, "Единство" и Национальное объединение — за государственное мышление, силу и желание прислушаться. И за 2,30 евро.
Публикуется в сокращении (оригинал). Перевод Delfi.