На самом деле — грустно и даже страшно наблюдать за тем, как корчится и мучается наша правящая элита, пытаясь сложить из трех пальцев еще одну "реанимационную" правительственную комбинацию и гадать: кому следующему президент Вейонис, может, даже чуть хряпнув перед этим, вручит очередную "черную метку". И как "помеченный" станет уклоняться от свалившейся на него почетной обязанности.
А ведь все началось давно. И нынешнему проекту управления Латвией уже много лет — с тех пор как сложился известный триумвират из "зеленых", которые никогда не были зелеными, националистов (следовало бы из этого слова выбросить несколько средних букв) и так называемого "Единства", в котором, собственно, единством отродясь не пахло. И этот, с позволения сказать, ансамбль, правит страной уже без малого 10 лет, меняя вывески: они как названия остановок в пути — от станции "Домбровскис I" до пересадочного пункта "Страуюма II".
С демократическим режимом это ничего общего не имеет, ибо демократия всегда предполагает сменяемость правительства и конкуренцию идей — а у нас нет ни того, ни другого. А вопрос о привлечении в правительство "Согласия", которое представляет треть страны, такая тема в нынешнем триумвирате даже не рассматривается. Ибо этот вопрос — табу, тому что это крупнейшая в современной Латвии политическая партия и сила — не что иное как "рука Москвы", до сих пор, увы, так и не пойманная за руку (ай-яй-яй, как плохо у нас еще работают спецслужбы!).
Давно стало очевидным, что правящая нынче в Латвии компания вообразила себя чем-то вроде "священной троицы", призванной уберегать страну от неприятелей, вести народ строго "куда надо" и капитализировать по дороге в свою пользу то, что удастся "отпилить". Если бы не эта последняя, неприлично-меркантильная задача, то нашу священную троицу можно было бы сравнить со Священным союзом, созданным Россией, Австрией и Пруссией 200 лет назад: эти три европейские державы, вполне довольные дележом наполеоновского пирога, стали тогда заклятыми союзниками, чтобы сохранять как можно дольше установленный порядок и не допускать впредь революций. А теперь спросите у любого школьника: чем все это закончилось!..
Но, слава богу, меркантильность не совмещается со святостью, по крайней мере, в практических вопросах. И поэтому маневры зеленых, националов и раздробленного "Единства" напоминают нечто вроде политической "камасутры на троих": когда каждый партнер альянса стремится занять такое положение в будущей комбинации, при которой будет получать максимум удовольствия в течение как можно большего срока (а там, гляди, найдется машинист еще на один перегон!).
Нам предназначено судьбой жить в маленькой стране, с ограниченными ресурсами, небольшим населением, где все на виду и все друг друга знают, что многое определяет. Как результат: ни для кого не секрет, как и на каком поле каждая из партий-участниц "священной троицы" кормится. Комфортнее и стабильнее остальных устроились националисты, подмяв под себя юридическую сферу и исполнение судебных решений по хозяйственным делам. В стране давно говорят о "мафии судебных исполнителей", и этот "бизнес" который год процветает. Оно и понятно: чем хуже дела в государстве, тем больше банкротств, тем выше доходы от их обслуживания. За зелеными — строительная "поляна", со всеми ее разрешительными и контрольными институтами и процедурами. Где всегда есть чем заняться и что "отжать". И, наконец, за моралистами из "Единства" до сих пор был "закреплен" транспорт и транзит — одна из немногих отраслей в государстве, где еще что-то движется. Кстати, есть информация, что именно возникшие в последнее время риски и угрозы для "Единства" быть оттесненными от транспорта и повалили второе правительство Страуюмы…
А теперь, как говорят в науке, проведем мысленный эксперимент и представим себе, при каких обстоятельствах эта трехногая конструкция развалится. Таких сценариев как минимум два. Первый, одна из ног потеряет свою традиционную опору. Например, закончится транзит или остановится строительство. Кушать ноге будет нечего и политикой заниматься не на что — люди моего поколения еще помнят тезис, насчет того, что бытие определяет сознание. Второй сценарий: что-то случится с самой ногой, например, она начнет болеть, например, из-за подагры, каковую испокон веку считали болезнью аристократов и богачей. Ну и, наконец, есть и третий вариант: кто-то сядет на эту табуретку сверху и загонит ее в наше болото "по самое горлышко".
Отсюда вывод: перспектив избавиться от монополии "священной троицы", остановить гниение политической системы и разрушение страны у нас только две. Первая — более или менее реалистическая: нас оккупирует какая-то разумная внешняя сила, например Соединенные Штаты или Федеративная Республика, назначит свою администрацию и даст ей разумные, честные правила для жизни. И вторая — совершенно фантастическая: правящие прозреют и уйдут сами, а общество наше, точнее, его не уехавшая пока на заработки и не замазанная коррупцией сениорско-юниорская часть, — эта сравнительно небольшая часть былой Латвии, серьезно и разумно займется управлением страной и отодвинет ее от края пропасти.