История с избиением младенцев вспомнилась, когда появилась информация о том, что Национальное объединение категорически возражает против предложения президента Вейониса об автоматическом предоставлении гражданства Латвии всем новорожденным детям неграждан. Логика Нациобъединения та же, что у Ирода: а вдруг это дети подрастут, проголосуют "неправильно" и отберут власть у националистов?
Сейчас физическое истребление младенцев вышло из моды, более того — законом установлен принцип "интересы ребенка первичны". Но это не мешает "националам" следовать примеру Ирода, а другим коалиционным партиям — соглашаться с ними.
Конечно, предложения президента, мягко выражаясь, несколько запоздали и мало что меняют на практике. Ну да лучше поздно, чем никогда…
К сожалению, дискуссия о предложении Вейониса сопровождается бурным потоком дезинформации, в первую очередь — о юридической стороне вопроса. Обсуждать позиции "националов" особого смысла не вижу. А вот правовой контекст проблемы прояснить, полагаю, стоит.
Являются ли неграждане апатридами — лицами без гражданства?
Конвенция ООН о статусе лиц без гражданства содержит определение: лицо без гражданства — это лицо, которое ни одно из государств не признает своим гражданином (Ст.1). Правда, эта статья содержит и оговорку: лицо не считается апатридом, если государство проживания признает за ним те же права и обязанности, которые имеют граждане этого государства. Латвийские неграждане не имеют целого ряда прав, которые имеют граждане, поэтому к ним это исключение не относится. Таким образом, неграждане являются апатридами с точки зрения международного права.
Чтобы обойти этот неприятный момент, правительство Латвии пошло на хитрость. В дополнение к закону о статусе бывших граждан СССР, не имеющих гражданства Латвии или других государств — который определяет статус негражданина Латвии, в феврале 2004 года был принят другой, отдельный закон, который ввел в национальное законодательство статус апатрида. На международном уровне стали доказывать: мол, статус этих групп разный, "настоящие" апатриды — субъекты закона 2004 года, а неграждан апатридами, мол, считать нельзя.
Однако убедить международное сообщество не удалось. Мандат ООН на помощь апатридам имеет Верховный комиссар по делам беженцев — UNHCR, и именно эта институция уполномочена интерпретировать конвенции ООН о безгражданстве. Очередной статистический ежегодник UNHCR за 2015 год пишет, что в Латвии живет 252,195 апатридов. Ссылка поясняет, что в это число включены как лица, чей статус регулируется законом о лицах без гражданства от 17.02.2004, так и субъекты закона о статусе бывших граждан СССР от 25 марта 1995 года (т.е. неграждане). UNHCR справедливо отмечает, что неграждане имеют более широкие права, чем требует Конвенция о статусе лиц без гражданства, тем не менее, они все же считаются апатридами.
Другие международные организации тоже считают неграждан апатридами, хотя нередко формулируют эту позицию более уклончиво и дипломатично. Впрочем, далеко не всегда — например, в резолюции ПАСЕ от 9 апреля 2014 года Ассамблея "выражает обеспокоенность в связи с большим количеством лиц без гражданства, в том числе детей, в некоторых государствах — членах Совета Европы, в частности, в Латвии, России, Эстонии, Украине". Я был докладчиком ПАСЕ по этому вопросу. Попытки моих коллег по латвийской делегации изменить эту формулировку не были поддержаны абсолютным большинством членов ПАСЕ, против резолюции проголосовало лишь 5 делегатов при одном воздержавшемся.
Таким образом, с точки зрения международного права неграждане являются апатридами — хотя и с гораздо более широкими правами, чем обычно имеют лица без гражданства в других странах.
Обязана ли Латвия предоставить гражданство новорожденным?
Конвенция ООН о сокращении безгражданства 1961 года устанавливает принцип: государство обязано предоставить свое гражданство лицу, родившемуся на его территории, если в противном случае это лицо будет апатридом. Латвия ратифицировала эту конвенцию еще в апреле 1992 года, таким образом, это обязательство относится к нам в полной мере.
Аналогичный принцип включен и в Европейскую конвенцию о гражданстве — эту конвенцию Латвия подписала в 2001 году. Сейм даже ратифицировал ее в первом чтении, но дальнейшая ратификация "зависла" на много лет.
Еще более важное значение в данном контексте имеет Конвенция ООН 1989 года о правах ребенка. Статья 7 этой конвенции провозглашает, что каждый ребенок имеет право на гражданство с момента рождения.
Таким образом, возможность оставить новорожденного апатридом очевидно противоречит ряду международных обязательств Латвии. Комитеты, наблюдающие за исполнением конвенций, а также практически все международные организации уже много лет настойчиво рекомендуют Латвии прекратить "воспроизведство" новых апатридов и признавать своими гражданами всех детей, родившихся на территории Латвии и не имеющих другого гражданства (перечисление этих рекомендаций заняло бы много страниц, так что опустим цитаты). Но правительство Латвии упорно сопротивляется, придумывая все новые предлоги.
Не ущемляет ли отказ от воспроизводства неграждан права родителей?
Конечно, именно родители представляют интересы своего ребенка и имеют право решать, что соответствует его интересам. Однако это право не является абсолютным. Если мнение или действия родителей объективно наносят ущерб интересам ребенка, государство обязано вмешаться.
Например, часть первая статьи 48 закона о защите прав детей запрещает курить в присутствии ребенка. Родители могут счесть, что, например, табачный дым закаляет ребенка, повышает сопротивляемость организма и т.п. — как известно, сейчас есть масса самых разных теорий, включая весьма экзотические. Но если они попытаются применить эту теорию к своим детям, их накажут в административном — а то и в уголовном — порядке.
Конечно, если ребенок имеет право на получение гражданства другого государства, родители должны иметь право решать, какое гражданство выбрать. Но оставить ребенка вообще без гражданства — значит с рождения поставить его в заведомо ущербное положение. По мнению ООН, безгражданство означает, что людям отказано в базовых правах. "Безгражданство может означать жизнь без образования, без медицинской помощи.., без права свободного передвижения, без перспектив, без надежды. Безгражданство негуманно". Три года назад ООН приняла глобальный план действий, целью которого является полная ликвидация безгражданства в мире. Я был приглашен на конференцию, посвященную началу этого проекта, в качестве эксперта. Среди десятков представителей правительств, участвовавших в конференции, мне, к сожалению, не удалось встретить представителя Латвии…
Безгражданство вредно для ребенка. И родителям не должно быть оставлено право причинить своему ребенку такой вред. Сегодня закон не позволяет курить в присутствии ребенка — но позволяет обречь его на ущербный правовой статус.
Итак, с правовой точки зрения ситуация ясна. Остается политический вопрос: сумеют ли депутаты коалиции преодолеть "комплекс Ирода"?