Зачем латвийские власти так изощренно издеваются над русской школой? Объяснения, которые они приводят, абсурдны: вполне достаточно ввести экзамены и все прочие виды проверок знаний со стороны государства на латышском. Все остальное можно отдать на откуп школам и родителям, и пусть те сами выбирают из многих методов те, которые приведут к поставленной цели – знанию и предмета, и латышского языка. Ответ на этот вопрос лежит далеко от сферы педагогики.
Начать надо с важнейшего различия между титульной и инородческой частями населения Латвии. Для латышей независимое латвийское государство является высшей ценностью хотя бы потому, что столь небольшие народы редко имеют свое национальное государство, а нашим соседям оно еще и досталось относительно легко. Для русскоязычных латвийцев оно такой ценностью быть не может, поскольку с объявлением Латвией независимости они из большинства стали национальным меньшинством со всеми вытекающими из этого неприятностями.
Следовательно, у латышей всегда будут опасения — не захотят ли русские присоединиться к России, если такая возможность будет. Они же сами ценят право жить в своей стране — почему соседями не может овладеть столь же естественное чувство? До поры до времени эти опасения были умозрительными, но крымские события стали настоящим шоком. Два миллиона добропорядочных граждан Украины радостно встретили врага и восторженно проголосовали за переход полуострова в его собственность.