Fоtо: F64
Латвия не может "скопировать" себе бюджеты процветающих стран, а вот научиться у них эффективному управлению государством — вполне.

В нынешнем году весьма интересно совпали по времени очередной экономический форум в Давосе и парламентские дебаты о латвийской внешней политике в Сейме. Стоит отметить, что шесть часов напряженных словесных баталий с парламентской трибуны были все же посвящены не внешней политике, а внешнеполитической деятельности. А это не совсем одно и то же.

Давайте сравним, что же в эти дни говорилось в Давосе. Одна из главных спикеров, канцлер Германии Ангела Меркель, озвучила несколько тезисов. Во-первых, она против протекционизма (это было сказано как бы в противовес предстоящей речи президента США). Во-вторых, она за кардинальные реформы Европейского союза в ближайшие 10 лет. И в-третьих, на за единую внешнюю политику ЕС. Вот это и есть внешняя политика, вернее, презентация внешней политики Германии участникам экономического саммита. Те же тезисы Меркель, только более подробно, более детально и более эмоционально повторил президент Франции Эммануэль Макрон. И в противовес этим двум заявлениям прозвучала речь президента США Дональда Трампа. В принципе, под его словами мог бы подписаться любой политик, так как лидер США продемонстрировал, как глава государства должен отстаивать национальные интересы своих стран. Трамп сказал: "America — first, but not alone", "Америка — первая, но не единственная". Это, если перевести на обычный, непафосный язык, приглашение к танцу. Второй его тезис был еще интереснее. На форуме, где, в частности, собрались богатейшие люди мира, Трамп заявил: ребята, несите к нам, в Соединенные штаты, ваш деньги. У вас их много, а мы ваши капиталы встретим с большим пониманием. Более того, мы — Америка — для этого уже делаем все необходимое. Кстати, это правда: налоговая реформа Трампа сильно отличается, в частности, от налоговой реформы Латвии и действительно дает огромные преимущества крупным компаниям, которые готовы вносить деньги и размещать производство в США. Вот это и называется, по моему глубокому убеждению, внешней политикой.

А когда мы, депутаты латвийского парламента, начинаем длинные и довольно странные дебаты о том, что такое ядро ЕС, будем ли мы в этом ядре, или будем болтаться где-то рядом, как электроны вокруг атома… Вместе с нами в ЕС в 2004 году в ЕС вступила и Польша. Но сейчас наши друзья по ЕС поляки говорят просто: нам Европа нужна постольку, поскольку мы получаем от нее больше, чем даем. Но если ситуация изменится, то изменится и наши отношение, уж извините.

Поэтому всегда и везде формирование внешней политики страны должно быть продиктовано экономическими интересами этого государства. А что такое экономические интересы страны? Это не абстрактное понятие и не просто рост ВВП, это — реальный уровень жизни населения. Потому что, если страна привлекательна для ее собственных жителей, если она создает им комфортные условия — получения доходов, обеспечения безопасности, прежде всего социальной, тогда у этой страны нет проблем с эмиграцией.

Поэтому если экономические интересы страны понимать, прежде всего, как интересы ее населения, то это будет означать, что мы именно выстраиваем внешнюю политику, а не производим набор определенных действий, которые, быть может, будут способствовать экономическим нашим интересам, а может и нет. Это если коротко о сравнении содержания недавнего заседания Сейма и повестки дня большого саммита.

И еще один интересный факт: внешнеполитические дебаты в Сейме состоялись, по сути, в период завершения работы парламентской комиссии по расследованию так называемого "дела олигархов". В доступных нам расшифровках, по существу, в той или иной степени были сформулированы экономическая политика и экономические интересы предпринимателей, для реализации которых были нужны определенные внутриполитические действия. Все это очень четко проявилось в опубликованных разговорах из гостиницы "Ридзене". И если не считать ненормативную лексику и отклонения от норм закона о государственном языке, то эти разговоры, в принципе, носили экономический характер. Где участники не всегда цивилизованным образом формулировали то, что многие другие их "коллеги", увы, достигают и не затрудняя себя формулировками. Но это уже комиссию не интересовало…

Сергей Долгополов, депутат 12 Сейма, глава парламентской комиссии по государственному управлению и делам самоуправлений

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !