"Зарплата 950 Ls в месяц?! Доступная реальность" — эта реклама, опубликованная в прошлом году в "МК-Латвии" вдохновила Яниса Неуланcа на подвиг. Он распрощался с привычной жизнью, уволился с завода, на котором платили гроши, и отправился на заработки в Ирландию.
Вопрос "кинут — не кинут", конечно, Яниса мучал. Но статье об ирландской фирме Quick Fit Frames & Doors Ltd, он поверил. О той же фирме, только на другом континенте, узнал американский журналист Кевин Салливан. Его редакцию — The Washington Post — заинтересовало, каким таким медом намазано в Ирландии. Американцев впечатлили цифры: по официальным данным? на острове проживает 12 тысяч латвийцев (по неофициальным — от 30 до 40 тысяч). Для того чтобы более детально изучить эту ситуацию, журналист решил вместе с очередным гастарбайтером проделать путь из Латвии в Ирландию и проследить в режиме "реалити-шоу", как происходит устройство на новом месте, поиск работы и т. д.

Через знакомых своих знакомых Кевин Салливан и вышел на Яниса Неуланcа. А мне выпала роль переводчика и, соответственно, свидетеля и участника этого "реалити-шоу".

Пескоструйщик на Изумрудном острове

Работать в Риге Янису уже давно стало невмоготу — на судоремонтном заводе, где он и пескоструйщиком был, и танкеры чистил от остатков мазута, платили гроши — около 50 долларов в неделю. Терять, как решил Янис, было нечего. В Quick Fit Frames & Doors Ltd он звонил несколько месяцев. Но ответ был один: "Извините, пока что вакансий нет". После очередного звонка Янис сказал, что в любом случае ближайшим самолетом полетит в Ирландию и уже на месте будет искать работу. А тут как раз звонок от знакомых: в компаньоны просится американский журналист…

Самолет на Дублин вылетал в ночь с 25 на 26 октября. Оставалось еще два дня, за которые Янису надо было получить новый паспорт, снять с учета машину — 22-летнюю "вольво" и попытаться продать ее. Мистер Салливан недоверчиво поинтересовался: "Успеете?" Мыслями Янис был уже на Изумрудном острове (он узнал, что так называют Ирландию), так что дела в Риге завершал с нечеловеческой скоростью.

В госструктурах с подозрением отнеслись к присутствию иностранного журналиста и, при получении Янисом паспорта, Кевина вежливо выставили из кабинета. Так он и не понаблюдал за работой наших чиновников. Зато журналисту повезло в другом — к их компании присоединился Володя, который также собирался в Ирландию. В отличие от Яниса, Володя обладал востребованной специальностью — он сантехник. При бурно развивающейся экономике в Ирландии идет мощное строительство, так что сантехники в топе. Как потом написал Кевин Салливан в своей статье: "…от Дублина до Донегoла сейчас трудно найти строительную площадку, фабрику, отель или паб, где кто-нибудь из рабочих не говорил бы на польском, русском, литовском или латышском языках".

В аэропорту нас встретил друг Володи — Олег. Он живет в Ирландии уже четыре года, работает, но по-английски изъясняется с трудом. Он снял комнату в квартире в так называемом таун-хаусе. Это длинный двухэтажный дом, где каждый подъезд — это отдельная квартира. Правда, Олег там не единственный жилец — в квартире жили еще ребята из Литвы, из Даугавпилса. Всего семь человек. Янису и Володе выделили койко-место. Правда, без койки… Дали (вернее, сдали в аренду за 60 евро в неделю) небольшую комнату с двумя матрасами. Без подушек, без одеял, постельного белья.

Особенности ирландской вакансии

"Подъем! Быстренько в социальную службу, чтобы встать на учет", — объяснил наутро местные особенности Олег. Регистрация нужна для получения персонального номера, без которого на легальную работу не принимают. Кроме того, при устройстве на работу везде требуется CV. Конечно, хорошо было бы запастись им еще в Риге. Поскольку этого сделано не было, пришлось написать все на месте, потом найти интернет-кафе, где бы CV распечатали…

В тот же день ребята поехали в частное бюро по трудоустройству. Телефон Янис нашел в дублинской газете. Разговор оказался коротким: есть деньги — плати, и работу тебе будут искать, нет денег — извините. А деньги надо было платить не маленькие — по 900 евро на человека. Взамен фирма делает вам грамотное CV и Safe Pass — сертификат о якобы пройденных курсах по технике безопасности (!), который необходим для работы в строительстве. Таких денег у ребят не было.

Этот эпизод американский журналист потом отметил отдельно. Требование денег с человека, ищущего работу, совершенно незаконно! Посреднической фирме должен платить работодатель, а никак не соискатель.

На поиски информации ушел не один день. В итоге Янис вышел на агентство Государственной службы занятости FAS. В агентстве есть база данных на вакансии по всей стране. С различными фирмами заключаются договоры, и фирмы дают сведения о свободных рабочих местах. В офисе стоит сеть компьютеров, и вы можете выбрать вакансию в определенной отрасли в конкретном районе Дублина или где-то совсем в другой части Ирландии.

Причем есть возможность при необходимости бесплатно отправить на фирму факс, например, с CV, или позвонить и поговорить непосредственно с потенциальным работодателем. Но для этого, естественно, надо хотя бы на минимальном уровне владеть английским. Янис, к примеру, созванивался с представителем какой-то фирмы, которой нужен был складской работник, но менеджера по кадрам не оказалось на месте.

Проведя в этом офисе часа полтора, Янис распечатал себе десяток вариантов различных вакансий. Надо было только сидеть и обзванивать работодателей (опять же требуется язык!). Теоретически я, как переводчик, могла помочь Янису, но Кевину было интересно узнать, как рядовой латвиец самостоятельно справится со всеми трудностями.

Еще один вариант поиска работы, который тоже пригодился Янису, — это изучение местной рекламной газеты. Она издается на русском, латышском, литовском и польском языках. Можно и самому подать объявление — просто послать в газету SMS, и в следующем номере оно будет напечатано.

Популярный среди гастарбайтеров способ искать работу — ходить непосредственно по предприятиям, фирмам, складам и базам и предлагать свои услуги. Это наши ребята тоже попробовали. Надо сказать, что в нескольких десятках метров перед ними двигалась компания поляков явно с той же целью — найти работу. Но куда бы ни обращались, везде происходило одно и то же: говорили, что на данный момент вакансий нет, предлагали оставить CV и ждать звонка.

Рабство по-европейски

Время идет, работа не найдена — деньги на исходе. Консервы, растворимое картофельное пюре и еще кое-какие продукты, привезенные из Латвии, съедены. Работа нужна катастрофически. А то ведь уже и до центра города добраться не на чем. Транспорт дорогой: одна поездка — минимум 1,80 евро. И вот на горизонте внезапно возникает еще один вариант трудоустройства: в квартире появляется агент, который предлагает "за каких-то 300 евро комиссионных" работу на ферме в 70 км от Дублина.

Выбирать не приходится — положение отчаянное, и Янис соглашается. Деньги посредник предложил взять с будущих заработков. Володя решил повременить, а Янис собрал вещи и на машине рекрутера отправился на ферму. Для начала — на разведку. Поэтому и журналиста с собой не взял — тот остался следить за приключениями Володи. Не взял Янис с собой и мобильный…

Вот и не верь после этого в чудесное стечение обстоятельств. В тот же день освободилось место на фабрике Quick Fit Frames & Doors Ltd — той самой, куда Янис и мечтал попасть. Дело было за малым — надо было найти "соискателя". На какую ферму уехал Янис, толком никто и не знал. Янис появился спустя несколько дней.

Он рассказал, что попал в самое настоящее рабство. Работа начиналась в 5.30 утра и заканчивалась после 8 вечера. Перерыв на обед — один час. Надо было вручную доить коров. Стадо — более 400 голов. Дояры — он и еще двое литовцев. Хозяин орал на своих работников с утра до ночи, к вечеру руки буквально отнимались от усталости, а уйти нельзя — надо отработать, чтобы отдать деньги агенту. Ночью Янис тайком ушел с фермы. Поплутав в темноте по полям и кустарникам, он наконец вышел на дорогу и попутками добрался до Дублина. А в полдень следующего дня уже беседовал с хозяином Quick Fit Frames & Doors Ltd Алфи Ламбертом.

Счастливый финал

К работе Янис Неуланс приступил в тот же день. Зарплата для начала ему была определена минимальная — 7,65 евро в час, при 40-часовой рабочей неделе. Зато хозяин сразу предложил бонус — присматривать на порядком на территории и бесплатно поселиться в домике на территории фабрики. Две комнаты, кухня, душ, туалет. Правда, нет ни телевизора, ни радио, но зато постель застелена свежим бельем.

…Вот уже чуть больше двух месяцев Янис работает в Ирландии. Работает именно там, куда и собирался ехать из Риги. Так счастливо сложились обстоятельства — человек, предложивший работу, просто оказался неравнодушен к его судьбе. Так что эта история прошла все стадии: от приключений к триллеру, и завершилась вполне американским happy end`ом.

Кстати, на фабрике Янис снова вспомнил про "МК-Латвию" — в цеху познакомился с героем публикации из того же номера, в котором появилась реклама Quick Fit Frames & Doors Ltd. Статья называлась "Не верьте Карену на "мерсе", рассказывала об обманутых ожиданиях наших ребят, отправившихся на заработки в Англию. Герой этой статьи, Владимир Филяев, приобрел экземплярчик с рассказом о себе, обратился в Quick Fit Frames & Doors Ltd и снова уехал в Ирландию. Только теперь уже без всяких Каренов напрямую к работодателю.

Что сказал Вашингтон

28 ноября The Washington Post опубликовала статью Кевина Салливана "East-to-West Migration Remaking Europe", рассказывающую об этих событиях. Ее перевод опубликовали потом и в латышской прессе. Правда, Кевин от имени Яниса написал, что парень не собирается оставаться в Ирландии. Он хочет поработать, заработать денег, купить телят и выращивать их у себя на ферме в Латгалии (!), откуда он родом. "Потому что там мое сердце", — якобы говорит Янис. Наш герой в ответ на это только посмеялся: "Каждый зарабатывает деньги, как может. А я устроился действительно, прекрасно и сейчас хочу, чтобы кто-то из друзей тоже приехал в Ирландию. Одному как-то скучно…"

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !