Удивительно, но факт: кировский ученый избрал сферой своих интересов далекую Балтию. От Кирова до Риги более 2000 км… "И тем не менее страны Балтии очень интересны для нас. И потому, что в Кировской области есть латышская диаспора, и потому, что здесь жил и творил Янис Райнис, и потому, что в Латвии проживают тысячи российских соотечественников", — продолжает Алексей Харин, который неделю гостил в латвийской столице.
Латвия — лакмусовая бумажка для России
— Алексей Николаевич, как вы дошли до жизни такой: изучать в Кирове страны Балтии?!
— Вы знаете, сфера моих научных интересов — это политология и геополитика, а геополитика невозможна без изучения внешней политики. Страны же Балтии в российской внешней политике, особенно в последние годы, занимают значительное место. О том, что происходит с русскими в Риге и Таллине, по российским центральным телеканалам рассказывают очень часто, практически каждую неделю! О ситуации в Латвии мы знаем намного больше, чем о жизни в такой державе, как Китай, или о жизни в крупных странах Евросоюза. Еще несколько лет назад я решил начать углубленно изучать этот балтийский регион. Он ведь как лакмусовая бумажка нашей внешней политики! По этому региону фактически часть российской политической элиты проверяет, насколько успешно функционирует внешняя политика РФ, насколько Россия способна проводить последовательную внешнеполитическую линию…
Вообще отношения между Россией и Балтией совершенно уникальны. Да, конечно, у России со многими постсоветскими государствами отношения развивались "как по волнам", периоды дружбы сменялись легкой прохладой, иногда дело доходило и до конфликтов. Но все равно потом здравый смысл с обеих сторон брал вверх и отношения нормализовывались.
Здесь же на российско–балтийском направлении за последние 10 лет практически не было просветлений. Были лишь периоды плохих и очень плохих отношений. Для меня как политолога этот феномен чрезвычайно интересен. Я вижу, с каким интересом эту тему изучают мои студенты, а я преподаю не только в Вятском гуманитарном университете, но и в целом ряде других вузов Кирова и области.
Во всем виновата история
— В чем, на ваш взгляд, причины таких уникальных отношений между Россией и странами Балтии?
— Во–первых, в основе политического (и не только) конфликта между Москвой и балтийскими столицами диаметрально противоположная оценка советского периода истории и особенно 1940 года, когда советские войска вошли в Латвию, Литву и Эстонию. Ведь концепция оккупации, которой придерживаются страны Балтии, создает для политиков Латвии, Литвы и Эстонию базу по предъявлению претензий к сегодняшней России, это создает базу и для ограничений в правах русскоязычного населения стран Балтии.
Конечно, Москва с таким подходом согласиться не может и реагирует весьма жестко. Особенно в последние годы.
Не буду скрывать: некоторые мои знакомые, узнав, куда я собираюсь ехать, крутили пальцем у виска: "Куда ты собрался! Это же фашистская страна!" И трудно полемизировать в ситуации, когда по российскому ТВ показывают весьма красноречивый сюжет о принятом Ригой решении по статусу постоянного жителя ЕС.
В сюжете рассказывается, что собачки, проживающие в Латвии, без труда получают евросоюзовский паспорт. А вот неграждане даже статус гражданина третьей страны могут получить только после сдачи экзамена по латышскому и уплаты пошлины!
Оказавшись в Риге, я увидел, что простые латыши никаких антипатий к русскоязычным не испытывают. У меня, например, не было проблем в общении с латышами. На мой вопрос, заданный по–русски, они всегда отвечали на русском… Видимо, действительно неприязнь к русскоязычным исходит от политиков.
Образ ЛР испорчен навсегда?
— Когда ситуация в отношениях между Латвией и Россией может кардинально измениться?
— Даже если политики завтра обо всем договорятся и межгосударственные отношения станут просто прекрасными, все равно на улучшение имиджа Балтии в России уйдут годы. Инерция в информационном поле действует очень сильно. Представление о том, что Латвия — националистическое государство, страна, в которой не любят русских, уже укоренилось в российском обществе, и изменить это представление будет крайне сложно.
— А какова ситуация в самой России, в российской провинции? Чувствуется, что экономика пошла в гору и Россия крепчает?
— Кировская область — дотационная, у нас мало промышленных производств, а военные заводы, на которые мы надеялись, пока еще слабо модернизируются и на конкурентный уровень не вышли. По экономическому развитию Кировская область среди регионов России занимает 61–е место! Но справедливости ради замечу, что экономический рост в России дошел и до нашей области. Медленно, но зарплаты и пенсии растут, постепенно развивается мелкий и средний бизнес. У людей появляются свободные деньги, и, что отрадно, молодежь тратит их на образование. Во всех наших кировских вузах желающих учиться больше, чем мы можем принять. Кировчане готовы поступать и на платные отделения. Высшее образование по–прежнему ценится в России, и это обнадеживает. Хотя, конечно, общий образовательный уровень в последние годы упал. Нынешнее молодое поколение — это "люди Интернета", очень многие перестали читать книги, классическую русскую литературу они изучают по… сериалам. Но это еще полбеды. Хуже, когда они и фильмов, снятых по произведением русской литературы, не смотрят, а лишь сидят в интернет–чатах…