Пенсионер Валентин с супругой Анной приватизировали еще в 1999 году свою двухкомнатную квартиру в "хрущевке" на ул. Силциема. Панельная пятиэтажка построена в середине 1960–х годов и была рассчитана на четверть века эксплуатации. С тех пор минуло более 40 лет, и дом проржавевшей арматурой в панелях уже, по логике вещей, должен смотреть в сторону бульдозера.
Так вот, в 1999 году кадастровая стоимость квартиры в этом доме составляла 2000 латов. Когда же в 2005 году дом передали на плановую приватизацию, кадастровая стоимость квартиры подскочила до 4600 латов, хотя здание новее, разумеется, не стало. А в феврале 2006–го, когда пенсионеры решили отписать на квартиру дарственную сыну, оказалось, что ее кадастровая стоимость уже 9000 латов! За несколько месяцев подскочила чуть ли не вдвое.

Когда Анна и Валентин пошли оформлять дарственную, нотариус, по их словам, запросил за "отмашь печатью" 2% от кадастровой стоимости. А выходит это сразу 180 целковых. Таких денег у пенсионеров нет и, видимо, заботами нашего правительства никогда не будет. "Когда ж этот грабеж прекратится! — до глубины души возмущался Валентин. — Не могут гнилые панели иметь стоимость 9 тысяч!"

Самый опасный вид сделки

"Вести Сегодня" для начала обратилась к нотариусам — узнать, что за странная у них система ценообразования на услуги.

Исполнительный директор Совета присяжных нотариусов Латвии Вия Пизича сразу отмела обвинения в рвачестве: стоимость на заверение сделок с недвижимостью не превышает 1% от кадастровой стоимости. И вообще оплата услуг адвокатов установлена Правилами Кабинета министров.

— Операции с недвижимостью — самый опасный вид сделки и требует от нотариуса большого профессионализма. Более того, они по факту большую часть времени должны… отговаривать клиентов от сделки. Особенно пожилых людей: "Вы понимаете, что продаете квартиру и ее надо будет освободить? Есть ли у вас место, где жить после продажи квартиры?" — пояснила г–жа Пизича.

— Меня в рассказанной истории сильно удивляет, зачем пенсионерам оформлять дарственную на квартиру? Они могут оставить завещание, счастливо жить в квартире до конца своих дней, а затем она все равно отойдет наследникам, — сказала г–жа Пизича.

— Более того, необходимо помнить, что родители не являются наследниками первой руки своих детей. Был случай, что сын умер, подаренная ему его родителями квартира, в которой они жили, досталась жене.

А невестка теперь выставила свекровь и свекра на улицу. Люди остались без крыши над головой. Вот такие нюансы нотариусы тоже должны объяснить своим клиентам, прежде чем скрепить документы печатью, — пояснила Вия Пизича. По ее словам, более двух третей жалоб на действия нотариусов при разборе оказываются необоснованными. Однако если у людей есть претензии к работе конкретных нотариусов, их нужно посылать в совет по адресу: Riga, Valdemara iela, 20 — 8.

Город слышит, город знает

Однако вернемся к кадастровой стоимости. Отчего это чем старше дом, тем она больше?

В Государственной земельной службе (ГЗС) "Вести Сегодня" пояснили, что кадастровая стоимость регулярно корректируется. В 2003 году была утверждена система определения стоимости зданий во всей стране. ГЗС анализирует и использует при этом рыночные цены зданий за два года. В 2003 году были использованы данные за 2001–2002 гг., вступили они в силу с 1 января 2004 года.

В 2005 году базовая стоимость зданий в 66 самоуправлениях снова была изменена и вступила в силу с 1 января 2006 года. Дополнительно появился коэффициент коррекции по земельным зонам: чем ближе к центру города, тем дороже. Для многоквартирных домов применяется коэффициент от 0,8 до 1,6. А при расчете кадастровой стоимости конкретного здания берется во внимание и износ здания, в зависимости от которого стоимость здания может быть уменьшена аж на 95%".

Но согласитесь, что сорокалетняя железобетонная коробка не может вырасти в стоимости аж в 2 раза. Однако в ГЗС полагают, что для указанного дома, возможно, был неправильно рассчитан его износ. Да и рыночная стоимость квартир в таких домах за последние годы существенно выросла. Значит, "подросла" и кадастровая стоимость. Жители могут заказать инвентаризацию, во время которой будет пересчитан коэффициент износа. Но это платная услуга. Если у вас нету тети…

В общем, наше родное правительство и самоуправления выжимают из населения налоги как могут. Например, при продаже недвижимости государство берет свои проценты от стоимости сделки, но она не может быть ниже кадастровой стоимости недвижимости. А кадастровая стоимость постоянно растет, хотя имущество неустанно ветшает. Одно счастье, что пока нет ежегодного налога на жилые строения, хотя на землю он уже есть.

В противном случае такие пенсионеры, как Валентин и Анна, просто пошли бы по миру. А ведь предложения ввести такой налог раздаются постоянно. И с 2007 года его введут, правда, лишь для коммерческих помещений, что незамедлительно скажется на стоимости товаров и услуг. Видать, действительно не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!