Накануне восхождения приехали ребята из San&Snow: Борис и Фернандо. Оба молодых человека имеют большой опыт восхождений в Андах и прекрасно знают особенности Котопакси. С собой они привезли необходимое снаряжение и не менее необходимые приветы от друзей.
Восхождение решили начинать в полночь, то есть на час раньше коммерческих альпинистов, которых в субботу наехало особенно много (человек сорок, не меньше). Ранний выход был обусловлен тем, что мне требовалось больше времени на восхождение, да и подъем по твердому, не тронутому десятками пар "кошек" фирну явно легче барахтанья в снежно-ледовой крошке.
Из-за гама, стоящего в приюте, поспать удалось лишь часа три. Но этого вполне хватило для того, чтобы немного отдохнуть и собраться с силами.
Перед выходом отметил полное спокойствие и кристальную ясность мыслей. В дорогу взяли лишь минимум снаряжения, термос с горячим чаем из трав, фото- и видеокамеры, и кое-что из одежды. Я нес только вещи, необходимые лично мне, в то время как ребята взяли на свои плечи все остальное. Обнявшись и пожелав друг другу удачи, на маршрут вышли в 12.20.
Восхождение
Погода поначалу была отличная, дул умеренный ветер и вдалеке, как на ладони, виднелись огни Кито. Шлось очень хорошо, почти сразу удалось взять приличный ритм.
Спустя некоторое время почувствовал давление в левой почке. Я хорошо знаком с этим эффектом, сигнализирующем о том, что в организме ощущается недостаток воды. Несколько глотков "постного" травяного чая придали сил и устранили недомогание. Вообще с водным режимом в горах надо быть весьма осмотрительным, поскольку в сухом, высокогорном климате человек теряет влагу очень быстро и происходит это незаметно.
Котопакси — вершина вовсе не сложная в техническом отношении, но ее покорение требует значительных физических затрат и упорства. Кроме того, с середины подъема идут крутые участки, доходящие до 45 градусов. И все бы ничего, но с 5200 м ветер значительно усилился. Усилился и мороз. Стало сложнее сохранять тепло, поэтому пришлось дополнительно надеть на себя пуховую жилетку.
Вскоре Борис был вынужден повернуть назад. Он давно не поднимался в горы и быстро развившаяся "горняшка" вылилась в сильную головную боль. Фернандо, без лишних разговоров, забрал дополнительную часть груза и, попрощавшись с Борисом, мы двинулись дальше. Внизу, где-то далеко, показалась длинная вереница из налобных огоньков восходителей.
Ветер все усиливался. Пришлось сокращать перекуры, дабы не мерзнуть. Мне пришлось особенно сложно, поскольку организм натужно работал сразу на два фронта — обеспечение теплом и энергией для подъема. Кроме того, пришлось противостоять встречно-боковым порывам, что дополнительно отбирало силы. Хуже всего было рукам. Несмотря на специальные теплые перчатки, всю дорогу их надо было отогревать. И все же кончики пальцев не удалось уберечь от легких обморожений.
Как бы там ни было, но двигались мы с Фернандо в приличном темпе, на уровне даже чуть лучшем стандартного времени подъема. Лишь ближе к последней трети восхождения я начал испытывать сильную одышку и значительный упадок сил. Приходилось чаще останавливать напарника для перекура и значительно снижать скорость передвижения на проблемных участках склона.
Вершина
Последняя треть восхождения стала для меня самой сложной. К одышке, усталости, холоду и пронизывающему ветру добавился запах сероводорода из жерла вулкана. Постоянно приходилось заставлять себя двигаться дальше и дальше, пока склон вдруг не стал более пологим. В 6 утра мы стояли на вершине.
Внезапно меня покинули силы и, опустившись на колени, я тихо, без слез заплакал. Здесь, на вершине, было все, к чему стремился долгие месяцы. Здесь были повержены мои страхи, слабости и неуверенность, насмешки, скепсис со стороны и 50% объективных причин для неудачи. Здесь сбылась очередная мечта. Фернандо, понимая мое состояние, обнял, сам, вероятно не слишком веря в то, что затея с голодным восхождением все же осуществилась. А через несколько минут появилось солнце, словно салютуя нам и нескольким альпинистам, поднявшимся следом.
Из-за холода и сильного ветра мало удалось поснимать. Металл камер любит обнаженные пальцы. Мороз их любит не меньше. В результате, у меня до сих пор, по прошествии нескольких дней, подушечки пальцев малочувствительны. Сделав несколько фотоснимков и видеокадров, потихоньку начали спуск, что, учитывая потерю энергии и сил, стало делом отнюдь не простым. Не случайно большая часть ЧП в горах возникает именно на спусках, когда, казалось бы, все самое сложное позади. Пришлось заново концентрироваться и терпеть, терпеть. Еще никогда, наверное, так не хотелось зарыться в свой пуховый спальник и послать все к чертовой бабушке! Но не тащить же меня Фернандо волоком до рефугио! И я шел. Шел, уже не чувствуя радости и вообще ничего. Надо было просто добраться до постели и горячего питья.
В 9.15 утра по эквадорскому времени восхождение на Котопакси было успешно завершено.
Благодарности
Я с удовольствием разделяю успех проекта с людьми и организациями, без помощи и поддержки которых вряд ли что-либо получилось:
Это Юра Мартинен, Вадим Григоров, Андрей Закржевский, Херардо Сумбана, "Баск", Sun&Snow, Лена Базанова, Опилио Кордоба, Родриго Андангана, Лариса Мартынкина, Игнасио Бонилья, друзья из Сан Рафаеля и многие другие. Особую благодарность за тепло и поддержку выражаю Диму Харрову, а так же радио SWH+, порталу DELFI, газете "Час", "Русским Рекордам".
P.S. Выводы относительно восхождения и сопоставления данных анализов, а так же последние новости опубликую в ближайшее время на сайте www.mir.lv.
Проект поддержали: Русские рекорды, производитель одежды и снаряжения Bask, радио SWH и газета "Час".
Информация на сайте Станция Мир