Врачи жалуются на низкие зарплаты, медсестры готовятся бастовать, фармацевты не могут найти в стране адекватную своим знаниям работу… Однако число желающих получить высшее медицинское образование постоянно растет!
Например, в прошлом году на медицинском факультете ЛУ было зафиксировано рекордное число абитуриентов: 11 человек на место. А в этом, по прогнозам, документы в вуз подадут еще больше людей. Но зачем им столько лет сидеть в университете, чтобы потом мыкаться в поисках нормальной работы? Вывод — учиться стоит для заграницы, где труд специалистов действительно ценят! Об этом и многом другом корреспонденты "Вести Сегодня" побеседовали с деканом факультета, доктором наук Улдисом Викманисом.

— Согласитесь, удивительно, что при нынешней ситуации в стране желающих поступить к вам на факультет все больше.

— С одной стороны, удивительно, поскольку высококвалифицированному специалисту тяжело найти в стране достойную работу. А с другой — граница ведь не на замке, значит, профессионал может получать достойные деньги за рубежом, — говорит Улдис Викманис. — Согласитесь, есть стимул идти учиться в Латвии, чтобы потом работать, например, во Франции, Норвегии или Германии. И мы стараемся активно привлекать студентов. К прошлому учебному году наш факультет впервые за восемь лет своего существования получил от государства 24 бюджетных места для врачей, а с сентября, кроме того, будет еще и 32 места для медсестер.

Да, это приятно, но в то же время в Латвийской медицинской академии более 200 бюджетных мест, а у нас — 24. Несправедливо! Почему Министерство здравоохранения ЛР не желает увеличить нам число бюджетных мест и всегда поощряет лишь одно учебное заведение? Возможно, я и отстал от жизни, но до сих пор привожу в пример советское время, когда все желающие, сдав экзамены, могли учиться бесплатно, а сейчас очень многие люди вынуждены считаться с собственным бюджетом и отказывать себе в получении высшего медицинского образования…

Но о том, востребован ли наш факультет, судите сами. В прошлом году у нас по конкурсу было 11 человек на место в программе подготовки врачей, 8 — в программе подготовки медсестер, а на фармацевтическом отделении — 17. Серьезно! Причем желающих хватает на всех уровнях высшего образования: в бакалавратуре, магистратуре, докторантуре плюс на профпрограммах. Всего же у нас учится 714 человек.

— Но найдут ли потом эти 700 с лишним человек работу?

— Все, кто оканчивает наш факультет, идут на практику, а потом становятся врачами и могут выезжать за границу. Есть те, кто уже работает и в Швеции, и в Англии, и…

— А в Латвии кто–то вообще остается?!

— Многие выпускники сразу устраиваются на фирмы, в частности — фармацевтические. Замечу, некоторые наши студенты после выпуска стараются либо открывать свое дело, скажем, аптечное, либо устраиваться на престижные места. Допустим, выпускников и студентов принимает Институт органического синтеза, где молодые люди занимаются разработкой уникальных препаратов для всего мира. В общем, перспектива есть. А то, что наши выпускники выезжают из Латвии, так это не их проблема, ведь люди должны устраивать свою жизнь, а беда страны, не способной конкурировать с другими государствами мира. Конечно, печально, что умные и образованные люди не засиживаются в республике, но… Если выпускники продолжают вести научную деятельность за границей, то в определенной степени представляют наше учебное заведение и вообще государство латвийское… Возможно, когда в стране улучшится экономическая ситуация, они вернутся.

— Хорошо, тогда какие у вас наиболее актуальные программы для развития медицинской отрасли в республике?

— Здесь стоит говорить уже о науке, а не просто об учебе. К примеру, наши профессора Муцениеце, Клуша, Сьяксте и я проводят с докторантами крупные научные исследования, в том числе и при участии заграничных специалистов — из Швеции, Франции, Австралии и так далее. Некоторые специалисты занимаются изучением заболеваний мозга, другие — свертываемости крови, третьи — онкологией. Латвия отстает от многих стран по части научных технологий, но не деятелей науки! Хорошие вести из страны поступают за границу и от иностранных студентов, которых в нашем вузе учится немало.

–Сейчас в Латвии все больше людей доверяют народной — нетрадиционной медицине, нежели общепринятой. В связи с этим какие–то новые курсы у вас открываются?

— В необязательной части обучения есть лекторский курс по гомеопатии и вообще народной медицине. А со следующего года коллеги из Германии хотят вместе с нами открыть программу китайской медицины, которая теперь очень популярна и интересна во всем мире. Разумеется, у нас больший акцент ставится на традиционную медицину (хотя "традиционна" она лишь последние полтора столетия), но студенты должны знать разные методы лечения людей, причем на уровне высшего образования, а не из случайных курсов, которые предлагают сомнительные "институты целительства", появившиеся в Латвии в таком многообразии — точно грибы после дождя.

— В Центральном университете Германии на факультете медицины очень популярен курс, посвященный экологии: как выживать и лечиться человеку в больших городах, сохранять иммунитет в норме. Ваш факультет таких специальных занятий не проводит?

— Замечу, в Латвии, по сравнению с той же Германией, просто великолепная экологическая ситуация! В то же время и нас заботят проблемы среды, а точнее — как они влияют на человека. К примеру, профессор Балтиньш читает лекции в курсе "Общественное здоровье". А со следующего года откроется межвузовская академическая программа, которую совместно удалось реализовать нашему факультету ЛУ, Университету Страдыня и Латвийскому сельскохозяйственному университету. Это специальная программа, названная хоть и весьма абстрактно

— "Наука о питании", но очень большая и серьезная. Она, конечно, рассчитана уже на профессионалов, которые смогут освоить новые методы выявления и лечения заболеваний, связанных с неправильным питанием человека.

— Факультет предлагает сложные программы, но, чтобы учиться по ним, молодые люди уже изначально должны обладать большим запасом фундаментальных знаний. Однако во всех вузах Латвии говорят: уровень подготовки абитуриентов — выпускников школ — крайне низкий…

— Это реальная проблема. Сейчас мы пожинаем плоды реформы образования середины 90–х, когда школьники на определенном этапе обучения могли выбирать себе предметы. Логично: химию, физику и биологию подростки выбирали, мягко говоря, нечасто. И в итоге первое время нашим преподавателям приходится прилагать максимум усилий, чтобы подтянуть студентов до достойного уровня знаний по этим предметам. Но все же постепенно ситуация улучшается. Что лично мне очень нравится, и я это часто вижу: если уж человек поступает на наш факультет, то целеустремленно идет к большим знаниям! Но куда большая проблема, чем все названные выше, — вообще нехватка молодых людей в Латвии. И связано это с плохой демографической ситуацией. Уже теперь все вузы страны обеспокоены, поскольку через год к ним поступит на порядок меньше студентов.

18 лет назад была особенно глубокая демографическая яма, а следовательно — по цепочке: в Латвии родилось рекордно мало людей, школы недобрали учеников, теперь вузам придется затянуть пояса. Ну да ничего — переживем!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !