Для компании мобильной связи Latvijas Mobilais telefons (LMT) прошлый год стал успешным — даже несмотря на усиление конкуренции и появление на рынке третьего GSM-оператора. В ближайшем будущем главным акцентом развития LMT станет внедрение технологий скоростной беспроводной передачи данных. Говоря о наболевшем, в LMT подчеркивают, что тарифы на роу-минг в Европе являются "безбожно высокими" и компания поддерживает предложенные меры по снижению этих тарифов. Об этом "Телеграфу" рассказал президент LMT Юрис БИНДЕ.
— Конкурентам удалось отнять у вас клиентов?

— Наоборот, число наших клиентов выросло на 7% — с 869 тысяч в декабре 2005 года до 931 тысячи в декабре 2006-го. Хочу отметить, что в отличие от некоторых наших конкурентов мы всегда говорим о реальном количестве активных пользователей, а не о числе проданных SIM-карт.

— Чем запомнился прошедший год?

— В первую очередь хотелось бы упомянуть о расширении сети UMTS, во-вторых — о внедрении технологии HSDPA, которая позволяет осуществлять передачу данных со скоростью, сопоставимой с той, которую можно получить по кабелю. Третий важный факт — рост популярности нашей услуги iBirojs, в рамках которой клиенты имеют возможность приобрести ноутбук, оснащенный картой беспроводного доступа в Интернет. Популярность этой услуги тоже превзошла наши ожидания и первоначальные прогнозы.

— Любопытно, что основные достижения компании за последний год связаны с передачей данных. Каковы перспективы развития такой технологии передачи данных, как HSDPA?

— Массовое внедрение новой технологии на всей территории Латвии требует времени, а также весьма существенных капиталовложений. На сегодняшний день UMTS и HSDPA работают в Риге и ряде крупных городов Латвии. Мы пользуемся многоступенчатой системой, когда в местах, где нет HSDPA, доступен EDGE, а там, где нет EDGE, то имеется старый добрый GPRS.

— Как выглядит структура доходов LMT? Какова пропорция доходов от "голоса", SMS-сообщений и передачи данных?

— Большую часть доходов дает по-прежнему голосовая связь, на втором месте — SMS, на третьем — передача данных. Доходы от "голоса" и SMS растут естественным путем, примерно отражая темпы увеличения числа наших клиентов, а от передачи данных — гораздо стремительнее.

— Если говорить о "голосе", то он до сих пор приносит существенные доходы операторам мобильной связи, и, по мнению многочисленных аналитиков, в этом заключается главная уязвимость данных компаний — пока они не придумали никаких достойных альтернатив заработка. А что, если, предположим, появится какая-то новая технология и звонки станут бесплатными — потеря доходов будет грандиозной. Обоснованны ли такие опасения?

— "Голос" есть и будет, но вопрос в том, какие доходы он приносит. И тут вопрос прежде всего к некоторым латвийским операторам мобильной связи. Почему нужно доводить ситуацию до абсурда, предлагая бесплатные звонки, а потом усиленно думать, как же возместить эту щедрость? Даже если речь идет о бесплатных звонках внутри одной сети — доходов-то нет. Это напоминает мне старые времена, когда сами для себя создавали проблемы, а потом в возвышенном порыве их решали.

— Понятно, какого оператора вы подразумеваете, но долю на рынке он занимает сравнительно небольшую, хотя и ведет активную маркетинговую кампанию. Неужели его инициативы как-то влияют на вас? Кстати, а что вообще будет твориться с тарифами на разговоры?

— Тарифы будут снижаться. Но нужно учитывать, что сейчас несколько изменились принципы тарификации. Раньше все было просто и четко: абонентская и поминутная плата, цена за SMS и плата за дополнительные услуги. Сейчас предлагаются самые разнообразные комбинации, например, наши услуги Formula (без абонентской платы) или возможность покупать оптом большое количество дешевых SMS. Из-за этого сравнивать тарифы, предлагаемые разными компаниями, становится все труднее, поскольку, чтобы сравнение было адекватным, надо рассматривать похожие пакеты, а это порой просто невозможно.

— Рекламные кампании бесплатных мобильных телефонных разговоров несколько поутихли. Возможно, ваши публичные выступления сыграли в этом не последнюю роль?

— Я сильно сомневаюсь, чтобы мои высказывания могли подействовать на политику конкурентов. Думаю, там возникли другие проблемы. Просто некоторые операторы готовы завоевать свою долю рынка любыми способами, правдами и неправдами, вычисляя при этом количество проданных SIM-карт и чего угодно. А ведь в большинстве сегментов латвийского рынка мобильной связи на данный момент достигнуто практически полное насыщение или очень близко к этому.

Можно стимулировать потребителя приобрести (в качестве замены или дополнения) SIM-карту у другого оператора. Но это никак не увеличивает общий объем пользования. Если человек зарезервировал себе определенную сумму на мобильные телекоммуникации, то он ее и потратит. Если он при этом будет пользоваться услугами трех операторов, то данная сумма, скорее всего, и распределится между ними.

— Каковы планы LMT на этот год?

— Сегодня все основные услуги, существующие в стандартах GSM и UMTS, мы уже предлагаем. Что касается новой версии HSDPA, обеспечивающей высокую скорость передачи данных, то производитель оборудования обещает, что соответствующее техническое обеспечение будет готово не раньше 2008-го, поэтому в этом году данную технологию мы внедрять не будем. Наш опыт свидетельствует, что превращаться в подопытного кролика для производителей инфраструктуры — слишком дорогое удовольствие. Мы лучше подождем, пока эта технология будет обкатана в зарубежных сетях.

Мы так же действовали и с введением UMTS, хотя Министерство сообщения критиковало нас за отставание от Европы в сфере внедрения 3G. Не говорилось о другом. Те европейские операторы, которые запустили 3G 6—7 лет назад, с тех пор были вынуждены поменять всю аппаратуру, поддерживающую работу в новом стандарте. Сейчас эта аппаратура уже отработана, и мы можем приобрести ее за нормальную цену. Латвийский рынок слишком мал, чтобы превращать его в опытный полигон. Думаю, что и с введением следующего поколения HSDPA придется подождать как минимум до 2009—2010 годов.

— Прошедший год стал первым полным календарным годом, в течение которого в Латвии действовало три GSM-оператора со своими сетями. Ожидалось существенное усиление конкуренции. Как это отразилось на вашей компании?

— Конкуренция заметно усилилась. Если на рынке есть только один конкурент, то реагировать на его действия сравнительно просто. После появления третьего игрока картина существенно меняется и усложняется. Это как на войне: воевать с двумя или тремя противниками на нескольких фронтах сложнее, чем противостоять одному врагу.

— А как конкуренция сказалась на обороте и прибыли LMT?

— Как правило, конкуренция активизирует рынок. Так было, когда на рынок вышел Baltkom, точно так же, хотя и не столь сильно, это почувствовалось после старта Triatel, ну и приход Bite значительно активизировал рынок. В силу нашей опытности от этой активизации мы выиграли больше, чем остальные участники рынка. Этот выигрыш выразился и в росте числа клиентов, и в увеличении оборота и прибыли. Иными словами, из существующего рынка мы получаем больше денег, чем остальные операторы. Несмотря на то что третий GSM-оператор пришел с заявками типа "мол, мы вот вам покажем что-то такое, чего раньше у вас не было", боюсь, ничего такого они на самом деле не показали.

Что такое HSDPA?

HSDPA является "надстройкой" к сетям WCDMA/UMTS, поэтому нередко ее называют "третьим с половиной" поколением, или 3,5G. Сейчас технология обеспечивает передачу данных с максимальной скоростью до 3,6 Мбит/с. Внедрение HSDPA идет в сетях стандарта UMTS (стандарт семейства 3G), поэтому и LMT, предоставляя информацию о своей доступности сервисов высокоскоростной передачи данных, говорит о UMTS/HSDPA-технологиях, которые на данный момент работают в Риге, Юрмале, Вентспилсе, Лиепае, Елгаве, Тукумсе, Лимбажи, Саулкрасты, Цесисе, Резекне, Даугавпилсе, Талсы и Добеле.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !