О том, что может дать сотрудничество каждой из столиц, корреспонденту "Телеграфа" Дануте Дембовской рассказал руководитель московской рабочей группы, начальник аппарата вице-мэра Москвы Леонид Белов.

Желания — это не приказ

— Договор о сотрудничестве наверняка будет носить общий характер. Хотелось бы узнать поконкретнее о перспективах экономических отношений. Мэр Риги Гундар Боярс, например, очень уверенно говорит о том, что латвийские строительные фирмы могут прийти на московский рынок, да и рестораны Lido в российской столице вот-вот пропишутся… Насколько же мы вам интересны?

— Я скажу так: чьи-то желания — это не приказ к действию. Очевидно, Валдис Калнозолс не будет работать в Москве, если у него не будет интереса. А что Валдис Калнозолс может предложить Москве? Построить и продать какой-либо объект? Но для того, чтобы это реализовать, нужны деньги, а их, видимо, нет. Для латвийских строительных фирм есть еще один вариант: пойти к кому-либо субподрядчиком, но для этого нужно пройти конкурсный отбор, а выиграет в нем тот, кто предлагает качество за низкую цену. Мы сравнивали цены на услуги латвийских и российских строителей, и нужно признать, что вилка расценок очень разнится не в пользу Латвии. Видимо, латвийской компании следует брать в Москве целый проект и смотреть, как сократить расходы. Например, можно привозить своих строителей из Риги, а можно брать московских работников.

Кушать подано?

— А какова будет судьба проекта Lido?

— Пока конкретики насчет строительства Lido в Москве я не слышал — все присматриваются. И потом здесь есть варианты: одно дело, если Гунар Кирсонс просто продаст какой-либо нашей компании торговую марку Lido и будет получать за использование лейбла порядка 3-5%. И совсем другое — если в Москве появится само Lido или это будет что-то под Lido.

— Гундар Боярс говорил, что Кирсонс уже разрабатывает план московского проекта и якобы интерес к его финансированию уже проявляет Банк Москвы…

— В данном случае банк выступает как коммерческая структура. И не важно, какой именно банк или мощная финансовая компания выступит с таким предложением, главное — чтобы был интерес. Да, конечно, такая модель финансирования реализуема. Москва заинтересована в том, чтобы такой тип обслуживания, который предлагает Lido, был и у нас. В Москве ведь ситуация какая: есть очень неплохие "Елки-палки" и еще масса чудовищно дорогих ресторанов. Я побывал в 35 странах, но таких дорогих ресторанов, как в Москве, не видел!

В поисках вагона с мармеладом

— А латвийские продукты конкурентоспособны на московском рынке? Может случиться так, что поставки латвийского молока, рыбы, куриного мяса увеличатся?

— Я могу сказать одно: со стороны правительства Москвы никаких препятствий для увеличения поставок латвийской продукции точно не будет. Мы заинтересованы, чтобы в Москву шли дешевые и недорогие продукты. Очевидно, что кекавские куры значительно качественнее ножек Буша…

— Да, но кекавские курицы даже в самой Латвии дороже американских окорочков…

— Если ты хочешь именно кекавскую курицу — ты за нее заплатишь. У нас же и колбасы по разной цене есть — можно выбирать. В Москве сейчас много сетей огромных магазинов: "Седьмой континент", "Перекресток", "Рамстор". И латвийский производитель может не просто бегать по каким-то лавочкам, мол, возьмите на реализацию мою селедку или кекавскую курицу, а предлагать свои услуги тому же "Рамстору", заключать с ним договор и — вперед! Никто же не против.

Но у нас часто получается так: когда дело доходит до реальных дел, пыл как-то стихает. Вот вам конкретный пример: Москва заключает соглашения с субъектами Российской Федерации о поставке картошки, зерна и так далее. Но, как только дело доходит до реальных поставок, оказывается, что продукции просто нет.

— Вы думаете, что с латвийскими предприятиями такая же ситуация?

— Не исключаю. Есть такой старый анекдот: "Двое встречаются, один говорит другому: мол, купи у меня вагон мармелада. Вроде договорились, разошлись — один искать вагон мармелада, а другой — миллион". То есть разговор ради разговора. Знаете, договоров о намерениях подписываются тысячи, но, может быть, только один-два оказывается нормально обеспечен.

Визы — лишь зацепка

— В связи с сближением Риги и Москвы много говорится о туризме. Но могут ли что-то сделать в этой сфере столицы, ведь все упирается в визовый режим, а его изменение — это прерогатива государственной власти?

— Я не зацикливался бы на визах. Почему-то все сосредоточены именно на них, хотя ведь, когда едешь в другие страны, визу покупать приходится. Хотя в чем проблема — туристическая фирма тебе эту визу без проблем оформит! Визы — это такая зацепка, которая позволяет не решать другие проблемы.

В Москве, например, нет хороших дешевых гостиниц. Ну не пойдет каждый турист в "Метрополь" или "Radisson Славянская" — откуда у него такие деньги?! Вот вам уже одна проблема. А у вас? Знаете, есть отель "Лиелупе"? Так вы думаете туда можно поселиться? Там люди годами живут с собаками. У них есть квартиры в Риге, но им нравится жить у моря, и они снимают номера.

Еще: нет никакой рекламы. Посмотрите, как агрессивно рекламируются те же Кипр и Турция! А кто это делает? Рекламные фирмы! Может быть, есть смысл создать общую туристическую рижско-московскую компанию, которая была бы заинтересована в движении в обоих направлениях?

— То есть мы приходим к выводу, что дело в развитии рынка услуг?

— Да. И в грамотных кадрах, которые смогут все организовать. Кадры решают все. Есть такие люди — как только они появляются, за ними сразу остается след деятельности. И вот тогда что-то начинает развиваться.

— Власти Риги и Москвы могут гарантировать помощь таким людям, которые действительно хотят что-то делать?

— Да. Например, создадим мы эту туристическую фирму. Может быть, она чисто коммерческая, возможно, город имеет в ней какую-то долю. Коммерческой структуре нужно где-то в российской столице разместиться, вот тут-то и помогает договор о сотрудничестве между Ригой и Москвой: Юрий Лужков распоряжается выделить помещение. А если договора не будет, фирме самой придется подыскивать здание, которое может оказаться в плохом состоянии или вообще недостроенным. Да и арендная плата у такой компании благодаря договору будет ниже.

Подарок к празднику

— Какие российские структуры и фирмы поселятся в здании бывшего ДК железнодорожников, который передан России под культурно- деловый центр?

— Мы сейчас обдумываем, что может находиться в этом здании, и решится это не сразу. Первое, что нам сейчас надо, — изыскать материальную базу. Я был в этом здании и могу сказать, что оно в очень плохом состоянии — уже грибок пошел, везде все протекает. Капитальный ремонт просто необходим — он не делался четверть века. Перечень работ, которые нужно провести в здании, просто огромный.

Я считаю, что надо надстраивать еще два этажа, поскольку в сегодняшнем виде здание выбивается из архитектурного ансамбля улицы Марияс, дома, которые находятся рядом, — выше. Нужно что-то делать и с фасадом — сейчас он вдавлен внутрь, неплохо было бы вынести его вперед, тем самым выравнив линию улицы.

В идеале Российский культурно- деловой центр должен быть таким ульем, в который каждая пчелка приносит свой мед. Там могут проходить выставки художников, выступления артистов, музыкантов. Сейчас по старинке в здании работают студии и кружки — и они должны остаться. Можно будет проводить здесь и встречи деловых кругов, и доводить до сведения последнюю информацию об инвестиционной политике, о потребностях Москвы в каких-то услугах, товарах, оборудовании. Ну и фирмы, конечно, будут арендовать помещения. Например, в Риге есть филиал Московской международной бизнес-ассоциации, почему бы ему не переехать сюда?

— В какой срок здание может быть приведено в порядок?

— Мы должны форсировать решение этого вопроса. У нас в России осталась еще традиция делать подарки к праздникам, памятным датам и приезду официальных лиц. Ну а праздник у нас, по идее, такой: в сентябре следующего года Юрий Лужков собирается посетить Ригу…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!